евгения корчагина
Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики,но и для развития воображения,мышления,усидчивости для маленьких. На занятиях по лепке лудше использовать тесто и вот почему :
1 Тесто намного мягче и податливее,чем пластелин,а для малышей,которым еще сложно разминать пластелин это важно.
2 Учитывая тот факт,что многим малышам захочется попробывать массу для лепки на вкус ,тесто с этой точки зрения намного безопаснее,так как основными его компонентами являются мука,соль и вода.
Соленое тесто для лепки-класический прием :
1ст. -муки
1/2ст. -соли
1/2ст. -воды
Все ингридиенты смешиваем и хорошенько вымешиваем до однородности. Так же можно добавить красители.
В первую очередь надо познакомить малыша с тестом ,дать потрогать его,помять.
Мы решили слепить "Колобка ".
Развивающие задачи этого занятия :
Развивать тактильные ощущения.
Учить раскатывать комочки прямыми,круговыми движениями, из комочков делать лепешки,прижимая тесто ладошками .
Публикации по теме:
b]мастер-класс для воспитателей "дерево с яблоками" из соленого теста Составила Папшева Ирина Ивановна Сегодня на мастер-класс я хочу.
Цели занятия: - познакомить детей с искусством лепки из соленого теста, с возможностями соленого теста; - развивать умения работы с пластичными.
Конспект НОД по лепке из соленого теста в старшей группе «Колобок ищет друзей»
Конспект НОД по направлению «Художественно-эстетическое развитие» - лепка в старшей группе Тема: «Колобок ищет друзей» Задачи: Образовательные:.Конспект по лепке из соленого теста для детей среднего возраста «Веселые кондитеры» Тема: «Веселые кондитеры» Цель: знакомство с трудом повара – кондитера Задачи: 1. Познакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными.
Открытое занятие по лепке в старшей группе «Веселый снеговичок из соленого теста» эксперименты с мукой Программное содержание: учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение.
адачи: развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику рук, фантазию, творчеств Предварительный просмотр: «Пироги на день рождение.
Лепка из теста. Работа детей 6-7 лет. Тесто - удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий.
Конспект занятия по лепке из соленого теста «Зернышки для птички» Тема: Зернышки для птички. Реализация предметно образовательной области: Художественно эстетическое развитие. Лепка. Виды детской деятельности:.
Технология изготовления изделий из соленого теста
Все большее внимание в последнее время уделяется возрождению и пропаганде различных видов народно-прикладного искусства России.
Не секрет, что издревле на Руси с большим уважением относились к хлебу. Сколько праздников, обрядов посвящено ему. И самый главный праздник у крестьян был посвящен сбору урожая. Для этого случая пекли праздничные караваи, пироги, плетенки, калачи и еще множество разных вкусных шедевров кулинарного искусства. Именно шедевров, потому что они были не только необыкновенно вкусны, но и прекрасно оформлены различными узорами и фигурками. А оставшуюся муку, или, как ее называли, смет, не выбрасывали (это считалось большим грехом). В нее добавляли соль и воду и из этого (несъедобного) теста лепили различные фигурки, обереги, тотемы. И назывался этот вид творчества в старину — мукосолом.
Со временем в рецепт соленого теста добавляли другие ингредиенты, но основные составляющие — соль, мука и вода — оставались неизменными.
Вот, например, некоторые рецепты изготовления соленого теста:
1. Муку и соль берут в равных пропорциях 1:1 и ½ части воды. Например, 1 стакан муки, 1 стакан крупной поваренной соли и половина стакана теплой воды. Все это тщательно вымешивается в течение 10 — 15 мин, чтобы тесто стало мягким, как пластилин и в то же время не липло к рукам. Затем на 3 — 4 ч готовую массу кладут в прохладное место для «устойки».
2. Муку и соль берут в равных пропорциях (1 стакан муки, 1 стакан мелкой соли), 1 ст. ложка растительного масла и полстакана теплой воды с добавлением 2—3 капель йода. Массу хорошо вымешивают и на 2 — 3 ч помещают в холодильник.
3. Следующий способ: 2 стакана муки, 1 стакан крупной соли и 1 стакан клеевой массы (100-150 мл воды и 2 ст. ложки обойного клея). Все тщательно вымешивают.
4. Вместо обойного клея можно использовать клей ПВА: 1 стакан муки, 1 стакан соли и ½ стакана воды с клеем ПВА (на ½ стакана воды 50 г клея ПВА). Все также тщательно перемешивают до однородной массы. Изделия из соленого теста можно оставлять до полного высыхания естественным путем (в теплом месте около печки или батареи, либо на солнце), но так изделие будет готово к дальнейшей обработке нескоро.
В другом случае готовые элементы из соленого теста можно высушивать в духовке на медленном огне и температуре, не превышающей 125 °С.
Что же касается раскраски готового изделия, то существует несколько способов:
1. Пищевой краситель добавляется в тесто в процессе вымешивания теста (недостаток — краски не слишком насыщенны).
2. Масляные краски смотрятся очень эффектно и красочно (недостаток — краска долго высыхает на изделии).
3. Гуашевые краски создают плотный насыщенный слой (недостаток — краска может стираться, если не покрыть прозрачным лаком).
Занимаясь лепкой, подросток развивает мелкую моторику рук (а ведь это способствует еще и развитию речи). Занятие лепкой развивает пространственное мышление и фантазию. Благодаря занятиям лепкой ребенок или подросток непосредственно познает реальную действительность. Кроме того, занимаясь лепкой из соленого теста, подросток работает с экологически чистым материалом.
Изготавливая изделия из соленого теста, используют те же приемы и способы работы, что и с пластилином:
1. В начале работы необходимо позаботиться о рабочем месте (поверхность стола должна быть покрыта клеенкой или куском оргстекла), необходимо иметь несколько салфеток (бумажных и х/б).
2. Для работы с тестом понадобится и разнообразный инструмент: стеки (деревянные, металлические, проволочные), разнообразные формочки, шаблоны и т.д.
3. Основные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание, отгибание края и т.д.
Из отдельно вылепленных деталей можно создать целую композицию. Композиция — это процесс творчества, соединение отдельных деталей в выразительную картину.
При изготовлении картин из соленого теста можно использовать и дополнительный материал: лоскуты ткани, бисер, бусины, пуговицы, перья и пр.
Работа с соленым тестом доставляет ребятам огромное удовлетворение; они с большим интересом работают с этим «необычным» материалом, создавая необыкновенные, сказочные картины.
Мастер-класс на тему «Карандашница из соленого теста». Пошагово с фото.Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов Назначение: украшение интерьера, подарок. Цель: Изготовление сувенира. Задачи. 1. Развитие творческих способностей. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе. Материалы и инструменты: соленое тесто: 80 гр. - белого, 100 гр. - зеленого, 20 гр. - розового, 10 гр. - красного, 10 гр.- желтого, 5 гр.-синег... |
Поделка на Пасху в детский сад. Цыплёнок в скорлупе из солёного теста. Мастер-класс с пошаговыми фотоМастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов. Назначение: украшение интерьера, подарок. Цель: Изготовление декоративного украшения к Пасхе. Задачи. 1. Развитие творческих способностей. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе. Материалы и инструменты:соленое тесто (50 гр. - желтого, 50 гр. - белого, 50 гр. - зелено... |
Изготовление новогодних ёлочных игрушек с детьми подготовительной группы. Мастер класс с пошаговым фото.Ёлочная игрушка «Рукавичка» из соленого теста. Пошаговая инструкция с фото Данная игрушка - является красивым украшением новогодней ёлочки. Ёлочная игрушка «Рукавичка» выполняется за один академический час работы, но сколько радости и восторга она принесла своему автору, и педагогу-наставнику это сложно передать просто словами. Приглашаем всех на мастер - класс! |
Осенние поделки из солёного теста для дошкольников пошагово с фотоМастер-класс «Яркие краски осени» (осенние деревья из соленого теста)Осенний лес, играя красками, Плетет из кроны древ венки, Своими солнечными ласками Балуют теплые деньки. Вот наслаждение безмерное – Идти по праздничной тропе Вдоль кленов радужных, наверное, С букетом лиственным в руке. Автор мастер-класса: Денисенко Дина Владимировна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образо... |
Мастер-класс «Сказочная полянка Колобок». Лепка из солёного теста и пластилина. Пошаговая инструкция с фото для детейАвтор: Копылова Ольга, 8 лет, обучающаяся ГКУРС(Я) Республиканский детский дом интернат для умственно отсталых детей. Педагог: Паргишева Раиса Николаевна ГКУ РС(Я) Республиканский детский дом интернат для умственно отсталых детей. Мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, родителей, а также всех желающих освоить технику лепки из со... |
Мастер-класс с пошаговым фото "Новогодние игрушки" в технике лепка из солёного теста Мастер-класс будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования Цель: сделать поделку в технике лепка из солёного теста. Задачи: - учить детей работать с солёным тестом - развивать мелкую моторику - воспитывать у детей желание делать поделки своими руками Для работы необходимо: мука, соль, вода, доска для лепки, краски, лак, формочки для лепки, трафареты, стека, ножик, шпажка, миска, скалка, к... |
Мастер-класс с пошаговым фото «Волшебные игрушки» в технике лепка из солёного теста. Автор: Прокудина Дарина, воспитанница детского сада №83 «Игрушка» г. Воркута, пос. Воргашор Педагог: Мамедова Гузель Расул кызы, педагог детского сада №83 «Игрушка» г. Воркута, пос. Воргашор. Данный мастер-класс с пошаговым фото полезен педагогам дополнительного образования, родителям, учителям начальных классов. Назначение: украшение интерьера к Новому году. Цель: создание украшения для интерьера в технике леп... |
Сказка "Теремок" из соленого теста - мастер-класс изготовления куколАвтор: Мурыгина Мария Трофимовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 34" г. Иваново. Описание: данный мастер-класс привлечет внимание, прежде всего воспитателей и родителей дошкольников. Кукол из соленого теста несложно смастерить, все материалы легкодоступны. Куклы могут быть изготовлены совместно со старшими дошкольниками. Назначение: Куклы для сказки "Теремок" могут быть использованы в самостоятельных играх детей, воспитателя... |
Мастер-класс по лепке из солёного теста на тему "Насекомые" для старших дошкольников.Автор:Белкина Валентина Александровна, воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 203 "Алиса", г. Тольятти Самарская область Описание работы: мастер-класс предназначен для работы с детьми 5-7 лет. Может быть использован воспитателями детского сада, гувернёрами, родителями. Задачи: воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле. Упражнять в раскатывании теста пря... |
Мастер-класс. Матрёшка из солёного теста своими руками.Описание: мастер-класс поможет родителям вместе с детьми старшего возраста сделать яркую поделку своими руками. Цель: вызвать интерес к лепке из теста. Задачи: формировать навыки лепки из теста, что способствует развитию мелкой моторики рук, развивать творческие способности детей, фантазию, воображение. Для работы понадобиться: по 1 стакану: муки, воды, соли. Акриловые краски или гуашь. 1. Замешиваем тесто: соединяем муку,соль и постепен... |
Мастер-класс по тестопластике для детей 5-7 лет "Рыбка из солёного теста".Автор: Колмакова Елена Павловна, воспитатель МБДОУ "Центр Развития Ребёнка детский сад №73" г.Воронеж Описание: мастер-класс поможет родителям сделать с ребёнком яркую поделку своими руками. Назначение: для украшения интерьера, как подарок. Цель: формирование навыков лепки из солёного теста, вызвать интерес к лепке,что способствует развитию мелкой моторики рук. Задачи: развивать творческие способности у ребёнка, фантазию... |
Лепим ящерицу из солёного теста (персонаж сказки П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»). Мастер-класс с пошаговыми фото. Номинация: Лучший мастер-класс по рукоделию. Работа рассчитана на детей 5- лет, педагогов, воспитателей, родителей. Задачи мастер-класса: - обучать приёмам лепки из соленого теста, - развивать мелкую моторику у ребенка, - развивать индивидуальные творческие способности, - воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать поделки своими руками. Цель мастер-класса: - Изготови... |
Как вылепить из соленого теста Винни ПухаЛепим Винни Пуха из солёного теста. Мастер-класс с пошаговыми фото. Работа рассчитана на детей 4-6 лет, педагогов, воспитателей, родителей. Задачи мастер-класса: - обучать приёмам лепки из соленого теста, -развивать мелкую моторику у ребенка, - развивать индивидуальные творческие способности, - воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать поделки своими руками. Цель мастер-класса: - Изготовить любимого сказочного персонажа Винни Пуха. Для данн... |
«Осеннее дерево» (тестопластика) Мастер-класс с пошаговыми фото.Автор: Беляев Артем воспитанник МБДОУ детского сада «Тополек» г.Волгодонска Ростовской области. Руководитель: Филинкова Наталья Николаевна воспитатель МБДОУ детский сад «Тополек» г.Волгодонска Ростовской области. Назначение: Поделка может участвовать в творческих выставках, служить украшением интерьера. Обняла природу осень, В руки кисти взяв и холст, Чтоб раскрасить ветви-косы Статных клёнов и берёз. Живописными мазками Краски л... |
Домик для гнома из соленого теста. Мастер класс с пошаговым фото Далеко в краю лесном Жил-был старый-старый гном. Был у гнома Старый дом: Триста лет он прожил в нём. И бывало, если гнома Не бывало долго дома, Старый дом о нём скучал: Грустно ставнями стучал. Михаил Либин В стихотворении Михаила Либина, который стал известным мультфильмом, рассказывается о волшебном живом домике гнома. Этот домик скучал без хозяина и отправился его искать. Попробуем сделать персонажей стихотворения из соленого т... |
Лепка – прекрасное занятие для маленьких детей. Малышня просто обожает создавать что-то новое своими руками. Однако лепка из пластилина или глины небезопасны для деток 1-2 лет, так как все новое и интересное они непременно тащат в рот.
Давайте сделаем любимое занятие безопасным и приятным и приготовим соленое тесто. Лепка из соленого теста доступна даже совсем крохам – такой материал мягкий и податливый. А еще он очень соленый, что быстро отучит малыша тащить цветные комочки в рот.
Чем полезно такое занятие, как приготовить тесто для лепки, какие фигурки можно предложить слепить детям – обо всем по порядку.
Польза лепки из теста для детей
Лепить из соленого теста в первую очередь безопасно – если малыш кусочек проглотит, ничего не произойдет. А польза от такого занятия колоссальна:
- Развитие мелкой моторики. Разминая тесто, малыш тренирует пальчики. По словам педиатров и педагогов, речь ребенка находится на кончиках его пальцев. Развивая мелкую моторику, вы помогаете ребенку без затруднений освоить в будущем застегивание пуговиц и завязывание шнурков.
- Развитие речи. Центр мелкой моторики в коре головного мозга расположен рядом с центром речи. Стимулируя моторику пальцев, вы влияете и на речевой центр. Малыши, ручкам которых мамы уделяют много внимания, быстрее учатся говорить, у них лучше получается формировать из слов предложения и даже небольшие тексты. По мнению логопедов, произношение слов у них намного лучше, чем у их сверстников, которые «не налепились».
- Усидчивость. Ребенка в юном возрасте заставить сидеть на месте не так уж просто. А этот навык станет незаменимым на школьных и университетских занятиях. Лепка из теста способна настолько увлечь малыша, что он не отрываясь от процесса будет сидеть и создавать все новые и новые фигурки, пока не надоест или тесто не закончится.
- Трудолюбие. Малыш поймет с малых лет, что для получения желаемого результата нужно как следует потрудиться. Еще лучше он усвоит этот урок, если поделки малыша высушивать и разрисовывать. Так он будет понимать, что плод его работы долговечный, и вы цените его старания.
- Логическое мышление. Выделывая фигурки из теста с малышом, вы можете задавать ему задачки: вот яблочко, чего ему не хватает? Листика. И в таком духе. Так что занятие по развитию мелкой моторики превратится еще и в логическую задачку.
- Внимательность. Вылепите фигурку, а малыш пусть повторит. Начиная с простых, дополняйте такие фигурками деталями. Ребенок будет внимательно изучать предложенный образец, воссоздавая его своими руками.
- Фантазия. Если малышу надоело «повторюхать», предложите ему лепить что угодно. И пусть у слона будет два хобота, а у собаки – три ноги. Фантазия ребенка безгранична, вы очень скоро в этом убедитесь.
Лепка из соленого теста очень полезное и нужное, а главное – безопасное занятие для детей. Но чтоб удовлетворить все запросы такого занятия и извлечь из него максимум пользы, нужно как следует подготовиться.
Как сделать тесто для лепки для детей своими руками
Чтобы начать лепить из соленого теста с детьми, нужно сначала это тесто приготовить, а в первую очередь надо выбрать рецепт для такого теста.
Мы предлагаем вам несколько вариантов рецептов, а вы выбирайте, ориентируясь на то, что у вас есть под рукой. Любой из вариантов теста безопасен, просто разные хозяйки делают его по-разному.
Рецепт 2:
- мука – 2 ст.;
- соль – 1 ст.;
- сода – 1 ст.;
- крахмал – 2 ст. л.
Из такого теста можно делать фигурки с тонким рельефом
Рецепт 1
- мука – 2 ст.;
- соль – 1 ст.;
- сода – 1 ст.
Подходит для простой лепки.
Рецепт 3
- вода – 1 ст.;
- растительное масло – 2-3 ст. л.
- мука – 1,5 ст.;
- соль – 1,5 ст.;
Не так сильно высушивает руки, лепить можно все что угодно.
Знаете ли вы? Во всех рецептах присутствует соль. Возьмите мелкую, и смесь будет однородной, а кристаллы крупной красиво отблескивают на свете.
А теперь о секретах приготовления:
- Возьмите все сухие компоненты, которые приготовили для теста.
- Руками перемешайте их в большой миске.
- Влейте воду и вымесите тесто. Оно должно быть мягким, эластичным и не липнуть к рукам.
- Если решили делать с растительным маслом, влейте его тогда, когда вымесите тесто, и перемесите еще раз. Масло таким образом используют известные кондитеры для обминки теста – даже самое липучее тут же перестает тянуться за руками.
Тесто замесили, вот и ладно. Бледные фигурки, которые из него получатся, – отличный повод заняться —рисованием с детьми 4-6 лет—.
С малышами все сложнее. Как приготовить тесто для лепки детям, мы разобрались, а вот как его сделать привлекательным?
Знаете ли вы? Такое тесто в холодильнике можно хранить до 7 дней.
Вам понадобится один из перечисленных элементов:
- пищевой краситель;
- краситель для х/б тканей;
- гуашь;
- кухонный набор (какао, куркума, паприка).
А вот рецепт, как раскрасить соленое тесто для лепки для детей младшего возраста:
- Возьмите ваш краситель, разведите в небольшом количестве воды.
- Разделите готовое тесто на столько частей, сколько хотите цветов.
- В шариках теста сделайте луночки, влейте туда красители и еще раз вымесите тесто, чтоб краска равномерно разошлась по всему комочку.
Если вы противник искусственных красителей, или малыш совсем кроха, и вы боитесь, что это небезопасно, используйте «кухонный набор».
Какао даст коричневый цвет, куркума – яркий желтый, паприка – от оранжевого до красного.
Если захотите зеленое тесто, прогуляйтесь до аптеки и купите спирулину. Гадость редкая, но говорят, что полезно, и зеленый цвет тесту обеспечен.
Когда у нас уже целая палитра цветов, и ручки чешутся лепить, надо не спешить, а хорошенько подумать, что еще мы не взяли для работы.
Приспособления и материалы
Для изготовления разных поделок из теста для лепки учтите особенности и пожелания детей и запаситесь инструментами для создания настоящих произведений искусства:
- рабочая поверхность;
- подставка для готовых изделий;
- скалка;
- формочки для печенья или ;
- ножик для теста;
- спички и зубочистки (не давайте их в руки малышам младше 3 лет, фактуру поделки лучше делайте сами);
- паста от ручки (для создания точек);
- все, что есть рельефного и безопасного, – кружева, колпачки от фломастеров, вилки, ракушки (для создания оттисков на тесте);
- украшения (крупы, макароны и т. п.).
Скалкой вы будете раскатывать тесто под формочки, ножиком можно вырезать те фигурки, форм которых вам не достает. Спичками, зубочистками и объемными предметами можно делать оттиски и текстуру поделки, украшениями довести поделку до идеала.
Знаете ли вы? Сушить такие поделки можно в духовке при 50-80°С с приоткрытой дверцей около часа. Но лучше всего оставить их сохнуть на воздухе на 3-4 дня.
Когда поделки высохнут, их можно будет разрисовать, если они однотонные, и вскрыть обычным мебельным лаком. Так и цвета станут ярче, и поделки сохранятся надолго.
Идеи для лепки из теста
Для детской фантазии нет пределов, но на первых порах для лепки из теста можно пользоваться образцами фигурок. Их великое множество, мы перечислим лишь некоторые из них.
Из неокрашенного теста
Можете сделать слепок ладошки.
Можно сделать разнообразные фигурки: звездочки или сердечки.
Из окрашенного теста
Можете сделать елочку. или любые фигурки с помощью формочек для печенья.
Лепим из теста с детьми – видео
На этом коротком ролике подробно, доступно и наглядно показано, как приготовить соленое тесто для лепки с маленьким ребенком. Молодой папа воодушевленно раскрывает плюсы такого теста и демонстрирует, как его правильно замесить.
На этом видеоматериале наглядно показано, как можно смешать разные оттенки из базовых цветов. На видео малышня самостоятельно вылепливает мишку и зайчика при помощи оттисков крышек. Ребята с восторгом лепят разных зверюшек. Рассказывается, по какому рецепту сделано тесто и как его окрасили.
Заключение
- Лепка из теста – полезное занятие для малышей и их родителей. В процессе сознания соленых фигурок, или, как их еще называют, мукосолек, может поучаствовать вся семья.
- Для малышей лучше использовать простые фигурки, а ребятам постарше можно предложить делать настоящие вещи – бусины для браслетов и ожерелий, кулоны, небольшие коробочки или вазочки, посуду для кукол. При этом украшения с удовольствием будут лепить и девчонки для себя, и мальчишки – в подарок маме или бабушке.
- А вы уже пробовали лепить с малышом из соленого теста?
Какие фигурки вы уже сделали? По какому рецепту готовили тесто? Какое вам понравилось больше? Чем вы окрашивали тесто? Если у вас есть свой рецепт такого теста или идеи по изготовлению всевозможных фигурок – делитесь ими с нами в комментариях!
Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.
Лепка для малышей
Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?
Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение .
В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.
Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).
Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.
В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).
Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).
Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.
Лепка для малышей: с какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?
Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.
На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.
На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки , на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.
Лепка для малышей: материалы для лепки с ребенком раннего возраста
Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).
Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.
Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.
Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.
С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.
Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.
Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).
Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.
Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.
Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).
Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).
Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).
Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.
Это важно:
— место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.
— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)
Лепка для малышей: как заниматься лепкой с малышами?
Первый этап. Знакомство с материалом.
Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.
Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!
Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:
- пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
- нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
- подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
- пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
- смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета. Покупая пластилин для лепки – посмотрите на упаковке инструкцию. Производители всегда указывают, можно ли смешивать цвета пластилина, получая новые оттенки. Желательно для малышей покупать пластилин, в котором можно смешивать разные цвета и получать новые оттенки.
Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).
- Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.
Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.
Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.
Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой
- от знакомства малыша с материалом (исследовательские действия)
- к использованию его по назначению (для лепки)
- и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.
Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»
Лепка для малышей: основные приемы лепки с детьми раннего возраста
- раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),
- скатывание кусочка в шар,
- сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),
- получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
- отщипывание кусочков,
- прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.
Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).
Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома
— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.
Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.
Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!
Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.
ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.
ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.
Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.
— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).
— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.
Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? (гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.
Пример такого разговора про птичку до ее лепки
(автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»
— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.
— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:
- Первый день – учимся скатывать шарик.
- На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
- Далее делаем перерыв 2-3 дня.
- И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).
Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.
В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.
Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.
— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.
— Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.
— Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.
Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет
Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.
Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.
Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий
«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.
«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».
«Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!
Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите: «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»
Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»
Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.
- Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
- Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку — и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»
Лепка для малышей: лепка для детей 2-3 лет
В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.
Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой: наши задачи
- лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
- соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
- раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
- сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
- делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
- соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
- лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).
Лепка для детей 2-3 лет: последовательность обучения лепке
В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.
Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.
Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).
- Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
- Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
- Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).
Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).
- Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
- Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
- После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).
Лепка для детей 2-3 лет: варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач
Первый этап: ознакомление с материалами
— Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),
— Н
орка для мышки (спрячь мышку от кошки)
– показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).
Второй этап – осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)
- слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски),
- слепим веточку для птички (колбаска),
- лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки),
- слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет),
- слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки),
- самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета),
- елочка (Раскладываем палочки как елку на доске для лепки. Одна длинная колбаска в центре – это ствол елочки. Другие зеленые колбаски размещаем по сторонам наклонно – это ветви елочки),
- домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен), крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
- баранки
- колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко),
- браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко),
- другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым),
- улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки),
- пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка),
- ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
- шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
- морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны),
- змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»),
- гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»),
- мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).
Третий этап – осваиваем скатывание шара
- слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца),
- лепка колобка для бабушки и дедушки,
- лепка клубочков для котенка (котенок любит играть с клубками),
- лепка мячиков,
- лепка погремушки (шарик + колбаска),
- яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко),
- помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка),
- лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки),
- малина для мишки (также красные шарики – ягоды),
- конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения),
- бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку),
- пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина),
- слепим снеговика (Скатываем 3 шарика разного размера, ставим их друг на друга в соответствии с размером, украшаем пластилинового снеговика семенами или горошинками для глаз, соломинкой для носа и т.д.),
- лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв),
- лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек),
- лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут), глазками (семечки, горошинки),
- неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала),
- гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот),
- огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы),
- бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).
Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:
- лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем!),
- делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки),
- оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем),
- слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу),
- гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»),
- солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
- черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи),
Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.
Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!
Книги по лепке для малышей
Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.
— Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
— Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
— Третья часть: лепим из теста.
У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.
4. Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых. . Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.
5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.
Лепка для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке
Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.
Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).
Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.
Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).
Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.
Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.
Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.
Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта: ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Поделки из соленого теста – экологически безопасные предметы декора, а их изготовление может превратиться в настоящее хобби, которым можно заниматься не только с детьми. Многие взрослые кудесницы творят из этого материала шедевральные композиции, поражающие мастерством и безграничностью фантазии.
А если подключить к этому занятию маленьких проказников, то это даст вам возможность отлично провести досуг с детишками. Подобным образом вы гарантированно отвлечете малышню от телевизоров и привлечете к полезному занятию.
Чем полезно для детей разных возрастов
К тому же лепка из “мучного” пластилина разрешена для детей, начиная с возраста от двух лет, в связи с составом сырья – в нем нет ничего вредного и совершенно не страшно, даже если сорванец потянет кусок в рот. К плюсам также можно отнести развитие моторики и возможность изучения геометрических фигур. Ребенок с должным для своего возраста любопытством будет изучать шарики-кубики, а после с восторгом их угадывать.
Идеи же для лепки вы вполне можете почерпнуть из сетевых ресурсов, в которых есть немало видео и фото мастер-классов для начинающих скульпторов. Самым хлопотным является приготовление пластичного материала – несмотря на короткий список компонентов, попрактиковаться придется.
«Соль» заключается в том, что тесто может под воздействием внешних факторов потерять свои свойства. Связано это с не корректно подобранными компонентами.
Вот несколько секретов создания идеальной пластичной массы:
- Отдавайте предпочтение соли без каких-либо добавок. В ее состав не должен входить йод, потому как он обладает антислеживающим эффектом, и в результате деталь не будет держать форму, или «расползется» еще на этапе замеса массы.
- Так же обратите внимание на помол соли. Для замеса используется продукт только мелкой фракции. Выбирайте качественную муку. В противном случае изделие приобретет сероватый оттенок, что уменьшит декоративные качества.
- Если планируете хранить сырье на протяжении времени, обязательно поместите в целлофан. Не забывайте о данной процедуре и во время лепки – элемент крайне быстро обветривается и перестает лепиться.
Рецепт соленого теста
Основу составляют мука, соль и вода. В некоторых рецептурах есть упоминание о дополнении состава кремами или растительным маслом. Тут стоит быть готовыми к тому, что по итогу на игрушку не каждая краска ляжет ровно.
Хронология приготовление:
- Смешайте в миске в равных пропорциях сыпучие компоненты.
- Вводите постепенно жидкость. В среднем на два стакана сухих составляющих потребуется примерно 100 грамм холодной жидкости. Здесь стоит опираться на консистенцию, потому как уровень клейковины у каждой муки разный. В итоге у вас должна получиться масса неким напоминающая размягченный пластилин.
Совет: для большей эластичности массы можете капнуть в нее пару капель глицерина, который продается в свободном доступе в любой аптеке. Если остановили выбор на масле, то предпочтение отдайте детскому фирмы «Джонсонс».
Если вы собираетесь заниматься творчеством с детьми, то актуальными вариантами будут различные животные и мультяшные персонажи типа смешариков. Мальчишкам будет интересно вылепить собственного солдатика, которым по окончанию процесса можно будет играть. Для наглядности и упрощения задачи малышу вы вполне можете распечатать картинки из интернета, чтобы ребенок видел наглядный пример.
Взрослые же могут изготовить своими руками всевозможные панно, которые впоследствии украсят интерьер квартиры, или подарки близким на предстоящие праздники 2019/2020 года. Это могут быть и вазы с цветами, и декорированные емкости для хранения продуктов и даже елочные украшения на Новый Год.
Особенности сушки соленого теста
- Высушить сделанный сувенир можно несколькими способами:
- Наиболее быстрый – в духовом отсеке. Для этого выставляется температура не выше 100С, а сам процедура осуществляется в несколько подходов. Однако есть вероятность, что изделие не высохнет, а зажариться.
- Второй способ – наилучший. Просушка осуществляется естественным путем. Для этого требуется разложить заготовки так, чтобы на них попадали прямые солнечные лучи, и выждать пару дней.
- Прежде чем приступать к работе набросайте эскиз. Для сложных габаритных поделок типа домика или декора шкатулки, осуществляйте процесс поэтапно, продумав каждую мелочь.
- Если предполагается сделать объемный элемент, то в качестве основы используйте фольгу. Ее следует свернуть в желаемую форму, которая в последующем «обтягивается» пластичной смесью. Таким образом не сможет образоваться плесень на творении, и сувенир равномерно просохнет.
- При изготовлении плоских фигурок воспользуйтесь трафаретами из картона или плотной бумаги.
- В качестве стек используйте пилочки для маникюра, ножницы (ими можно делать острые иголочки у ежика), вилку или чайную ложку. Интересного узора на поверхности позволит добиться припечатанная поверх ажурная ткань или кружево.
- Скрепляйте элементы, смочив границу с помощью кисточки. Более прочную сцепку обеспечит клей ПВА.
- Если в ходе действия края у вещи потрескались, заделайте трещинки более жидкой смесью или придайте гладкость фактуре влажным пальцем.
- Производите окрас статуэтки гуашью или акрилом. Акварель тоже может использоваться, но возможна потеря прочности работы. Поверх при желании пройдитесь декоративным бесцветным лаком. Также допустимо окрашивание смеси пищевыми пигментами на этапе замешивания.
- Для оригинальности законченного сувенира вполне применимы блестки, бусины или бисер, которые следует закрепить уже после полной просушки заготовки либо клеевым пистолетом, либо бесцветным «Моментом».
Это интересно: вместо покупных пищевых колеров используйте соки различных ягод и овощей. Например, краснокочанная капуста даст насыщенный синий оттенок, клубника – розовый, а карри – ярко-желтый.
Теперь, ознакомившись с инструкциями, как сделать биологически безопасный материал, вы всегда сможете найти занятие себе и своему чаду, а доступность ингредиентов позволит организовать его даже на даче во время отдыха.