Строительство снежных фигур по сказке «Колобок» с целью организации прогулок
Снежная сказка на участке детского сада
Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородская обл.Описание материала: материал будет полезен педагогам, родителям, инструкторам по физической культуре с целью организации зимних прогулок по мотивам сказки «Колобок» с младшими дошкольниками.
Цель: создание благоприятного эмоционального состояния посредством театрализованной и двигательной деятельности
Задачи: обогащать представления детей о героях сказки «Колобок»;
совершенствовать двигательные способности;
воспитывать любовь к русскому - народному творчеству, к занятиям физической культурой на свежем воздухе.
Средства: снежные постройки – герои сказки «Колобок»
Способы: подвижные игры, физические упражнения, игровые задания, игры-забавы.
Предварительная работа: чтение, драматизация русской-народной сказки "Колобок", заучивание наизусть песенки главного героя-колобка.
Участники прогулок: дети, родители, воспитатель
Строительство снежных фигур на участке
Зимой на участке можно построить снежные скульптуры, которые будут служить средствами, помогающими развивать двигательную активность детей. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений.
К строительству снежных скульптур можно привлечь родителей воспитанников. Дети старшего возраста могут тоже стать полноправными помощниками.
Легче лепить скульптуры, когда снег мокрый. В этом случае необходимо ориентироваться на погодные условия (оттепель). Но, к сожалению, зимой это бывает очень редко.
Если же погода морозная, снег в таком случае бывает рассыпчатый и лёгкий. Можно использовать приём «накапливания» снега. Каким образом можно копить снег? Сгребать снег в кучи. В кучах от воздействия перепадов температур он будет утрамбовываться, слёживаться. Можно использовать приём – утрамбовывания снега с помощью постукивания кучи со всех сторон лопатой.
Затем можно перейти к процессу «оживления» снежных куч. Для строительства понадобится вода. Фигуры надо строить из «снежного» теста. Воду можно выносить в вёдрах. Лучше наливать по половине ведра, так как в вёдра необходимо накладывать снег в больших количествах (снег от соприкосновения с водой будет таять и его понадобится много).
Размер фигур будет зависеть от количества снега, т.е. от погодных условий. Чем больше снега, тем фигуры будут крупнее и выше. И наоборот.
Можно сразу продумать, для чего послужит та или иная скульптура.
Главная задача
- совершенствовать двигательную деятельность во время зимних прогулок. Значит, надо вспомнить, какие основные виды движений по программе дети должны научиться выполнять.
В младшем дошкольном возрасте - это метание в горизонтальную и вертикальную цель, подлезание, перешагивание через препятствия…
Готовые снежные фигуры надо украсить. Раскрашивать красками нет смысла - у детей от соприкосновения будет пачкаться одежда. Идея - использовать бросовый материал и цветные кусочки ткани. Ткань легко намочить водой и в морозную погоду прислонить к поверхности снежных фигур. Кусочек ткани прилипнет. Фигура станет выразительнее, ярче. Творчество на этом этапе только приветствуется.
Итак, у нас получились герои сказки «Колобок»:
заяцволк
медведь
лиса
А где же колобок?
Колобок – главный герой сказки. Именно вокруг него разворачиваются все действия. Он должен быть ярким пятном среди снежных фигур. Как же этого добиться, если мы отказались от использования красок?
Можно взять воздушный шар. Лучше подобрать жёлтый цвет. В магазине не оказалось шаров жёлтого цвета, и мы приобрели шар ярко оранжевого цвета. Решили, что подойдёт.
Снега зимой у нас всегда много. Фигуры получились огромного размера. Радует то, что до самой весны они будут забавлять наших ребятишек. Если начнут таять, то процесс таяния затянется надолго.
Перед нами встал вопрос – а не получится ли наш колобок маленького размера на фоне крупных героев сказки. Решили купить воздушный шар самого большого размера. Наполнили его водой, завязали крепко шнурком.
И вынесли шар на мороз. Посадили на одну из снежных куч.
Когда вода в шаре замёрзла, из самоклеящейся бумаги вырезали глаза, щёки, рот для колобка и приклеили ему.
Решили, что колобок будет сидеть на пеньке. Проявив творчество, сделали пню корни.
Итак, герои сказки готовы.
У лисы
в лапах закреплён обруч. Значит, в него можно метать и снежки, и набивные мячики, и шишки.
Зайцу
закрепили обруч на уровне земли. В него можно подлезать. Можно закрепить обруч и с другой стороны. Использовать поточный способ, организуя подлезание в оба обруча по очереди.
Волк
несёт функцию снежного лаза. Также служит для подлезания. Передние лапы сделаны длинными. Можно использовать приём - перелезание через снежные валы.
Или можно забивать голы волку, используя его в качестве ворот. Понадобятся мячи, шайба, клюшка.
Медведь
сидит с большим бочонком. В него можно метать шишки, снежки и т. д.
Колобок
сидит на пеньке, поёт свою знаменитую песенку. Корни пня сделаны длинными. Их можно перешагивать, как бы помогая колобку убегать от зверей. Можно отрабатывать с детьми переменный шаг при перешагивании, можно отрабатывать приставной шаг.
В качестве стимулирования двигательной активности и создания мотивации можно использовать приём изменения настроения героя. В начале прогулки колобок может сидеть грустный (без приклеенного рта).
Когда дети начинают с героями играть, отрабатывать движения, выполнять задания, воспитатель незаметно может приклеить колобку рот и сообщить детям, что колобок очень доволен выполнением заданий и упражнений, поэтому он улыбается.
Таким образом, зимой на участке можно поселить героев сказки «Колобок» в виде снежных скульптур. Благодаря их функциональности двигательный режим детей ежедневно сможет достичь оптимальных величин, что благотворно повлияет на укрепление их здоровья, на развитие физических качеств.
Снежные фигуры Тамара Ивановна раскрашивает гуашью. Одно прикосновение кисточкой – и сказки оживают
Снежные фигуры Тамара Ивановна раскрашивает гуашью. Одно прикосновение кисточкой – и сказки оживают
Во двор к Тамаре Жуковой водят на экскурсии детсадовских малышей. Ребята приходят посмотреть на ледовые скульптуры сказочных персонажей, которые собственноручно создает пенсионерка. В этом году детей встретили Волк из «Ну, погоди!», заклинающий кобру; старик, зазывающий рыбку у самого синего моря; дед с бабой да кошкой Муркой, плачущие из-за разбившегося золотого яичка, и симпатяга Удав с веселой компанией из мультика «38 попугаев».
Морозная технология
Всю жизнь проработавшая бухгалтером Тамара Жукова «рассказывать» снежные сказки начала лет 12 назад. Декабрь выдался теплым, снег лепился хорошо. Решила порадовать внука Алешку Снегуркой и Дедом Морозом во дворе. Фигурки вышли не слишком художественными, но вполне симпатичными. В следующем году захотелось сделать что-то более совершенное.
– Но декабрь пришел морозный, липкого снега до новогодних праздников так и не было. Вот и потеряла тогда целый год,– смеется Тамара Ивановна, – пришлось принять меры, чтобы больше не зависеть от погоды.
Теперь у скульптора технология отлажена. Снег в тазах, ведрах и прочих пластмассовых емкостях смешивает с водой, вытряхивает и примораживает детали фигурок друг к другу.
– При морозе ниже 25 лед становится хрупким, и работать с фигурками невозможно – скалываются от неловкого движения. Лучше всего работать в 20-градусный морозец, – делится секретами мастерства Тамара Ивановна, – тогда части прилаживаются друг к другу быстро. Не хватает – добавляю комочки снега, лишнее – обтачиваю, чтобы получить нужные очертания.
По раскрашенной душе
На украшение двора уходит больше месяца ежедневного кропотливого труда, поэтому без инноваций не обойтись. Каждый год Тамара Жукова изобретает все новые технологии – то применяет проволочный каркас для листьев репки или крыльев дракона, то вывязывает змеиный язык крючком. Раньше глаза своим героям делала из бутылочных крышек, теперь – только красками. Сначала во дворе вырастают белые фигуры, потом Тамара Ивановна раскрашивает их гуашью. Одно прикосновение кисточкой – и сказки оживают.
– Это самый интересный этап, – рассказывает снежный скульптор. – Каждому персонажу стараюсь придать особенное выражение лица, вдохнуть в него душу.
Герои и сказочные композиции меняются каждую зиму – во дворе собираются мультяшки разных эпох – от ежика в тумане до смешариков. Последние заполонили весь двор Жуковых в прошлом году. Их бабушке заказала пятилетняя Лиза. В этом году по краям ледяной горки «плавают» рыбки – новое увлечение девочки. Естественно, на почетном месте всегда вылеплен символ наступающего года.
Намерзнется за зиму Тамара Ивановна, пока фигуры лепит, и обещает родным и друзьям, что в следующем году сделает максимум снеговика по случаю внезапной оттепели. Но едва зима накрывает землю белой периной, берет лопату и снова начинает собирать снег по двору. Не может уже без сказки.
Тамара Ивановна размещает фотографии скульптур в «Одноклассниках». Всего за две недели альбом 2013 года набрал больше десяти тысяч лайков. Люди пишут ей со всех уголков мира. В комментариях к снимкам мастерица дает советы всем желающим по созданию сказочных персонажей из снега
Зимние развлечения в школе
Одной из интересных традиций школы является фестиваль снежных фигур. Когда снега выпадает много и погодные условия дают возможность провести фестиваль, то фантазии наших ребят нет предела.
Классные команды в назначенный день и час дружно начинают работу по заранее заготовленным эскизам, вооруженные гуашью, акварелью, кисточками и разными предметами для строительства из снега. Через два часа уставшие и довольные, они представляют на суд зрителей и жюри замечательные творения. Кого здесь только не бывает!
У второклассников получились замечательные кошка с мышонком, два веселых щенка, аппетитный торт и крепость для обороны. Потрудились ребята, и снежные фигуры вышли на славу!
У дружной команды пятиклассников на аллее выстроились любимые герои мультфильма «Смешарики».
Мальчишки - шестиклассники слепили настоящую принцессу - танцовщицу. Они любовались своим творением, и каждый сфотографировался со скульптурой, необычайной красоты!
Снежная выдумка семиклассников оригинальна – это Черепаха, которая везет Тигренка на спине. Ребята очень постарались: так и кажется, что Тигренок оживет и запоет свою веселую песенку.
Восьмиклассники построили прожорливого кота с рыбками в аквариуме. Ребята сумели передать настроение кота. Увидел кот рыбок, и глаза увеличились.
Другой восьмой класс порадовал всех пингвином, у которого растерянный вид, наверное, весны испугался или шума в нашем школьном дворе.
9а всех удивил своей фантазией! Ребят посетили философия и мудрость…и результат: огромная ваза с ветками деревьев, на которых развевались монеты-диски. У вазы построены ступеньки, а на одной из них домашние тапки. Это надо увидеть и задуматься о жизни.
Девятиклассники построили полосатого тигра. Ребята очень старались, и тигр получился, как настоящий, только с добрыми глазами.
Десятиклассники сумели показать в своей композиции спелое яблоко, из которого торжествующе выглядывает симпатичный червячок
Немногочисленная команда 11а – они не только патриоты класса и школы, но и всей нашей страны, так как они верят в победу наших спортсменов на Олимпиаде в 2014 году! Девочки в знак поддержки наших спортсменов, соорудили олимпийскую стену Сочи.
Школьный двор превращен в сказочный городок, в который с удовольствием приходят на экскурсию жители города, Каждая снежная фигура радует и поражает воображением ребят.
Фестиваль был ярким событием начала марта, а в школьном дворе "выростает" сказка, красота, созданная руками детей под чутким вниманием и помощью наставников-учителей
Снеговики и сказочные герои поселились во дворах многих школ. Дело в том, что в Ижевске проходил ежегодный конкурс снежных фигур. Каждый раз после новогодних каникул школьники собираются и лепят символ года и героев сказок. В этом году скульптуры были посвящены кино и мультфильмам.
Школа № 16 посвятила свой городок году кино. С 13 по 19 января ученики старших и младших классов, их родители и учителя усердно создавали героев всем известных из детства мультфильмов. Получилось очень красиво и радостно.
После новогодних каникул, 13 января мы с ребятами вышли лепить снежные фигуры. Для начала сделать основные символы киноиндустрии, а именно телевизор, кинокамеру и Останкинскую телебашню. Ребята слепили героев из советских мультфильмов, у нас появился попугай Кеша, Винни Пух, Баба Яга, Маша и Медведь, а также мы решили разнообразить сказочный городок зарубежными героями и слепили Шрека и Фиону, голубиный спецназ. Старшеклассники сделали горки для малышей. Всего у нас получилось 43 снежные фигуры, - рассказывает заместитель директора по воспитательной работе, Ольга Ардашева.
Попугай Кеша и Карлсон появились у школы № 16
Всеми любимые Маша и Медведь
Для малышей построили горку и другие развлечения
Школа № 39 также подошла к созданию городка очень серьезно. Уже в сентябре была создана особая комиссия, которая и решила, какие же фигуры появятся у ворот школы. В эту комиссию вошли дети, родители и учителя.
В начале января, по составленному заранее проекту мы начали работу над нашим городком. Свои фигуры мы также посвятили году кино. Усилиями ребят с помощью родителей мы построили героев из мультфильмов и сказок. Так у нас появились герои мультфильма «38 попугаев», ледяная избушка и другие сказочные сюжеты, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Мальцева Людмила.
Лиса и ледяная избушка
Веселая курочка у школы № 39
В школе № 74 посвятили свой снежный городок семье.
Мы разделили наши снежные фигуры на 3 секции. Первая – «В мире сказок», вторая – это семья снеговиков, а в третьей секции мы построили горки для малышей. Приступили мы к работе 16 января, все ребята с 1 по 11 класс с радостью приняли участие. - вспоминает заместитель директора по воспитательной работе Ольга Абзалова. – 44 класса трудились над созданием снежных фигур, и у нас вышло 39 фигур. Старшеклассники строили горки, остальные ребята с родителями снежных героев. Главной нашей задачей было привлечь детей и родителей, сплотить семьи и классы. Все мы получили истинное удовольствие. Мы строим снежный городок уже шестой год, раньше фигуры часто ломали, это было очень обидно. Жалко труд детей, они очень стараются! А в этом году все фигуры стоят, это очень порадовало нас.