Как же здорово, когда столько мастериц собираются вместе! Новые творческие идеи, оригинальные решения, удовольствие от процесса, и как результат, столько необыкновенной красоты сразу!
Сначала было непросто. Многие из вас впервые попробовали технику кимекоми, и возникали сложности в изготовлении шариков, иногда не удавалось найти необходимые материалы, или просто не было возможности выбраться в магазин. Но если уж мы захотели сделать что-то чудесное, ничего нас не остановит, ведь правда? И очень интересно было читать ваши рассказы о том, как не имея возможности выбраться в магазин, вы делали шары из запасов лент, и даже из кусочков одежды, как непросто было фотографировать шары, так как солнышко нас не балует в это время года, как вы переживали из-за того, что не могли найти следующий этап проекта. С удовольствием читала рассказ Ольги Helga-Cat о том, как у нее получилось закончить набор до того, как был опубликован последний мастер-класс. А еще очень радостно было читать отчеты о том, как дети осваивают эту диковинную технику.
Скажу, что и мне было непросто. За время проекта я получила от вас более 200 писем, почти на все ответила:)) И каждый раз с нетерпением ждала новые фотографии с вашими работами, и вы не переставали удивлять:)
Подумайте только, все вместе вы сделали около 170 шаров - и это только те, о которых вы мне написали, в действительности, уверена, что их гораздо больше!
И, конечно, мне нравятся ВСЕ ваши шары! Невероятно сложно выбрать лучшие, потому, что все они хороши по-своему:) Кто-то любит блестящее и нарядное, кто-то яркое и сочное, а кому-то по душе сдержанное и элегантное. На вкус и цвет.. сами знаете)))
И я выбирала на свой вкус, конечно:) Но так и не смогла выбрать одного победителя, поэтому первое место разделили наборы
Победительницы получат от меня в подарок отрезы новогодних тканей, пенопластовые заготовки, ленты, бусины, пуговки, бубенцы.
Для Натальи я приготовила свою книгу с автографом.
Также хочется выделить шары Кати Окатавы - чудесное цветовое решение, изумительно элегантный набор Марии Кокиной, изысканные шары Татьяны Борк и Вероники. Очень интересные шары с картинками получились у Инны Яакколы и Татьяны Труханович.
Понравились необычные шары Натальи Slonik, выполненные в технике калейдоскоп по второму мастер-классу. А яркие наборы Елены Малининой и Евгении поднимают настроение.
Посох дождя или флейта дождя (рейнстик,хмара)- это особый инструмент, который изначально использовался племенами Африки и Индонезии с целью наладить контакт с духами Воды. Делался он из полой трубки (стебля сухого растения), в которую засыпали зерно. Она создавала эффект переливающейся воды и имитировала шум дождя или водопада.
Вы можете сделать этот простой и столь волшебный и завораживающий инструмент своими руками (звук его вы найдете ниже).
Из чего сделать посох дождя
Самый лучший вариант — сухой стебель борщевика или дудника. Чем он будет толще и длиннее, тем эффектнее будет инструмент — «вода» будет переливаться очень долго. Еще вариант — толстый бамбук. Он будет немного глуше из-за толщины стенок, но надежнее (даже если вы случайно наступите на него). Если у вас нет природного материала, можете использовать картонную трубку или даже сложенный в рулон лист картона.
Что вам потребуется
- шило или бормашинка (если вы работаете с бамбуком),
- ножницы,
- зубочистки,
- несколько видов сухой крупы (чечевица, рис, гречка),
- клей ПВА,
- картон, кусочки кожи,
- наждачка.
Ход работы
1) По всей длине трубки по спирали прокалываем стенку сухой травы (в нашем случае это дудник). Шаг 1 см.
Между витками спирали делаем еще одну спираль (можно 2 и больше). Чем ближе будут витки друг к другу, тем более продолжительный будет посох по звучанию.
2) Теперь берем зубочистки и продеваем их через одно намеченное отверстие, а другим концом протыкаем противоположную стенку стебля так, чтобы палочка проходила как раз по середине полости.
Это довольно долгий и медитативный процесс. С бамбуком придется повозиться подольше, просверливая дырочки нужного диаметра бормашинкой.
В результате получается вот такая «булава»- кактус.
3) Теперь ножницами или бокорезами аккуратно срезаем концы зубочисток.
4) Образовавшиеся «пеньки» зашкуриваем наждачкой.
5) Промазываем весь стебель клеем ПВА (чтобы зафиксировать результат).
6) Теперь с одного конца трубки приклеиваем картонную заслонку, чтобы зерна не высыпались.
7) Ура! Теперь самое интересное…Засыпаем внутрь крупы (чечевица, горох, рис, греча). Лучше засыпать разнокалиберные крупы, чтобы звук имел много оттенков.
Школьница Варвара Быкова научилась делать музыкальный инструмент из растения, которое безуспешно пытается извести вся страна. Пока взрослые изобретают способы борьбы с ядовитым борщевиком, маленькая жительница Коми-Пермяцкого округа придумала, как использовать его творчески и на пользу людям.
Своей методикой Варя поделилась с корреспондентом сайта «АиФ-Прикамье».
В Новому году Варя сделала больше 10 инструментов и подарила их друзьям. Фото: Из личного архива семьи Быковых
Музыка дождя и ветра
На языке коми «зэр» означает «дождь», а «пу» - «ветер». Другое название инструмента - посох дождя. Его мелодичный шелест и успокоит нервы, и расслабит в конце тяжёлого рабочего дня. Сделать его, оказывается, довольно просто.
Технологией изготовления инструмента Варя поделилась на своём Youtube-канале . Девочка ведёт видеоблог уже довольно давно. Со своими подписчиками она делится всем, что считает любопытным: от кулинарии до разнообразных хобби, которыми увлекается. К слову, кроме создания сюжета для видеоканала Варя ходит на каратэ. А вот музыкой девочка, которая научилась изготавливать столь мелодично звучащий инструмент, не занимается.
«В поисках интересного сюжета она отыскала информацию о том, что в Чили и Перу делают перкуссионные инструменты из кактуса. Кактусы у нас не растут, и Варя стала искать дальше. Оказалось, что нечто подобное делают наши соседи - мастера из республики Коми. Только не из кактуса, а из борщевика. Посмотрев их вариант, Варя придумала свой», - говорит Ольга Быкова, мама Вари.
В Прикамье растут два вида этого растения - сибирский и борщевик Сосновского. Первый не опасен, но для изготовления инструмента оказался непригодным, так как ствол у него тонкий, а для такого инструмента нужна большая полая трубка. Второй вид борщевика выделяет токсин, способный вызвать серьёзные ожоги. Однако трубочка у него как раз подходит по размеру.
Мелодия чечевицы
Варя выяснила, что борщевик совершенно безвреден после заморозков и в начале весны, когда токсичный сок полностью высыхает. Вот тогда и можно срезать стебли и заготавливать их. Далее Варя промыла, очистила и засушила заготовку. Затем шилом по спирали сделала отверстия. В них вставила зубочистки, а потом их обрезала.
В высушенный ствол борщевика вставляют зубочистки, чтобы наполнитель, соприкасаясь с ними, мелодично звучал. Фото: Из личного архива семьи Быковых
После этого она покрасила трубку морилкой для дерева. Потом закрыла с одного конца, а с другого засыпала наполнитель. Наполнитель может быть любой: рис, греча, чечевица, речной песок. Эксперименты оказались очень интересными, так как наполнители давали самые разные звуки. Чечевица звучит мелодичнее всего¸ у гречки звук очень выраженный, яркий. Варьировать звук можно и с помощью длины трубки. Чем длиннее инструмент, тем мелодичнее его звучание.
«Я заинтересовалась этим инструментом, потому что его можно изготовить из доступных материалов. Делать его интересно и не очень сложно. А самое главное, это звучание Зэр Пу. Очень успокаивает, невозможно оторваться! На изготовление одного инструмента обычно уходит несколько дней. Конечно, если делать все аккуратно и тщательно. К Новому Году я сделала чуть больше десяти инструментов и подарила своим близким и друзьям. Все рады!», рассказала Варя.
Сотрудники Кудымкарского драмтеатра помогли записать «Зэр Пу» и внимательно прослушать нюансы его мелодичного шуршания. Инструментом заинтересовались и актёры театра. Они планируют использовать его для создания музыкальных произведений. Посох дождя оказался прекрасным подарком: его можно оформить индивидуально. Можно наслаждаться звуками инструмента или просто повесить дома как элемент дизайна.
дудник лесной
Многие видели летом высокие растения с белыми соцветиями-зонтиками на толстых пустотелых стеблях. Это дудник. Назван он так не случайно – из его стеблей делали дудочки, ведь стебель дудника – готовая свирель, только дырочки проделать. Стебли дудника годятся и для многих других вещей – раньше в них отливали свечи (это же готовая форма для отливки), использовали как трубку для дыхания под водой, а мы используем их как футляры для спиц или пеналы, а ещё как удобные коробочки для хранения специй или других подходящих материалов. Однажды дудник пригодился нам даже в качестве конверта.
коробочки для специй
стебли дудника лесного
Сделать футляр очень просто. Посмотрите внимательно на стебель дудника – он не ровный, а разделён на отдельные трубочки, как будто скленные между собой под разными углами. И в местах соединения этих трубочек (в узлах) стебель полнотелый, а сами трубочки внутри пустые. Поэтому узлы – готовые донышки, нужно только аккуратно отпилить стебель ниже узла, и всё. Спилы – и нижний, и верхний – нужно зачистить шкуркой (наждачной бумагой), ею же можно почистить и стебель. Неплохо справляется с такой чисткой и лезвие ножа, если держать его под прямым углом к зачищаемой поверхности.
узлы на стеблях дудника
Теперь, когда вы знаете, что именно вам нужно будет сделать, пора отправляться за дудником. Растёт он на влажных лугах, на лесных опушках, в зарослях ивы или ольхи. Собирать дудник можно в любое время года, даже зимой, если не устанете лазать по сугробам. Ранней весной можно собрать перезимовавшие стебли красивого серо-коричневого цвета, летом или осенью – нежно-зелёного. Стебли нужно подсушить, потом распилить и почистить, а после этого уже украшать.
Верхнюю часть футляра для крепости и красоты обмотайте толстой нитью или шну
футляр для спиц
ром, посадив его на клей. Потом сделайте затычку из любого материала – дерева, пробки бересты... А напоследок – раскрасьте. Не забудьте только, что хоть дудник и похож на бамбук, но гораздо менее прочен : если нечаянно наступите на стебель ногой – раздавите, так что удобнее всего хранить футляры где-нибудь в ящике или повесить на стену. Ну а если всё же сломался футляр, не беда – природа вырастит новый.
перезимовавшие стебли рейнутрии сахалинской
роме дудника для коробочек и футляров подойдут стебли рейнутрии сахалинской (старое название – горец сахалинский) и знаменитый борщевик Сосновского , сухие стебли которого широки, прочны и совсем не опасны. Если будете собирать борщевик летом, делайте это в перчатках и в пасмурную погоду, т.к. в его соке содержатся фотосенсибилизирующие вещества, вызывающие под действием солнца сильные и долго не заживающие ожоги на коже. Есть ещё борщевик сибирский , родное для Средней России и совсем не опасное растение, но он помельче, чем борщевик Сосновского.
раскрашенная заготовка
Красивые пеналы. Их и с детьми можно сделать, а постарше и полностью сами справятся, здорово, мне кажется очень интересно будет!
А нельзя ли перепутать дудник и борщевик Сосновского с похожими ядовитыми растениями? Как их отличить, особенно зимой?..
Раскрашиваете чем, акрилом, гуашью, маслом?... Сверху лачите?..
Борщевик сосновского в сухом виде совсем не опасен,а другие виды борщевика - съедобны. Употребляются в пищу с давних пор в кухнях разных народов. Дудники так же не ядовиты.
Различить борщевики можно внешне. Б.сосновского выделяется своим ростом, часто превышающим 2 метра.Растет очень больщими группами (популяциями)преимущественно вдоль дорог и по сорным местам, так как является заносным видом.
Раскрашиваем поделки из дудников акрилом без лакирования.
Просто помню что-то из детства - из каких-то борщевиков нельзя было дудки делать, а потому запрет автоматически распространился на борщевики вообще. :-) При том что читали, что растение очень полезное и съедобное.
Пеналы конечно не для еды. :-)) Что-то индейское напоминает...
В этом же семействе (зонтичные) кроме борщевика Сосновского есть и другие ядовитые растения - вех(цикута) и болиголов. Они редко встречаются и их легко с дудником перепутать. Но и у них ядовиты только корневища, а не стебли. А опасение отравиться дудками только от всеобщей ботанической неграмотности: к сожалению люди очень мало знают растения, среди которых живут, а с перетеканием народа в города всё стало ещё плачевнее...
А что узор напоминает что-то индейское, очень приятно слышать, потому - оно так и задумывалось:)
Безграмотность - дело такое... начинаешь всего бояться, ни шагу вправо-влево - везде опасности. :-)))
У нас здесь много зонтичных растёт, часть из них - у реки, на болотистых местах, часть - повыше. Про те что повыше говорят что это болиголов, но я сколько по справочникам смотрела - вроде не он, но точно установить не могу. :-)
Это хорошо что из них спокойно можно поделки мастерить. Детям очень палочки-дудки нравятся.
Александр Ветошкин изготовил аналог австралийского музыкального инструмента
Артист Национального музыкально-драматического театра Коми Александр Ветошкин уже много лет мастерит коми традиционные музыкальные инструменты. Помимо этого он изобретает и авторские инструменты. Например, из сухого стебля борщевика он сделал аналог диджериду (музыкальный инструмент австралийских аборигенов) и представил его сыктывкарцам на открывшейся только что выставке «Рождение музыки».
– Идея использовать борщевик в качестве трубы пришла спонтанно, – рассказал «Республике» Александр Ветошкин. – Это, конечно, очень похоже на дидж, но звук немножко слабее из-за рыхлой структуры стебля борщевика. Да и мы пока еще не владеем той техникой игры, которая используется при игре на диджериду. Я из борщевика уже делал «посох дождя», калюки, а тут вот такое. Звук отличается от настоящего диджа, но ведь у нас и не было претензий на создание «коми диджериду». А вообще аналогов этого инструмента довольно много, в том числе и среди финно-угров: у мари, например, это пуч, у мордвы – торома. Честно говоря, мне бы хотелось быть ближе к финно-угорской культуре, нежели к австралийской.
По словам Александра Ветошкина, ему интересно использовать природный материал для создания каких-либо музыкальных инструментов, как это всегда было в традиционной культуре коми. В Австралии диджериду изготавливаются самой природой. В засушливый период термиты выедают мягкую сердцевину эвкалипта, и внутри ствола образуется полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска.
Коми диджериду и другие свои интересные музыкальные инструменты Александр Ветошкин представил публике в минувший четверг на открывшейся в Сыктывкаре выставке музыкальных инструментов «Рождение музыки». Выставка посвящена двадцатилетию республиканского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. В зале Финно-угорского культурного центра России представлены духовые, струнно-смычковые, клавишные инструменты, а также традиционные коми музыкальные инструменты, отреставрированные или созданные мастерами союза.
Мастера по изготовлению коми народных музыкальных инструментов Александр Ветошкин и Александр Забоев рассказали посетителям выставки об истории, технике изготовления некоторых духовых и струнных коми народных музыкальных инструментов и показали их в действии. Мастера делали уклон не столько на самих инструментах, сколько на материалах, из которых они изготовлены. Александр Ветошкин и его коллега по театру Анна Попова исполнили вокально-инструментальную композицию на тему частушки-страдания «Мича пуясса ме борйи» под аккомпанемент коми инструментов – сигудöк и öтика пöлян.
В экспозиции также представлена коллекция музыкальных инструментов известного мастера Владимира Павлова из фондов Музея культуры и истории Сыктывдинского района. На выставке можно увидеть и работы его дочери – Татьяны Павловой, мастера, члена Союза художников Российской Федерации. Также показаны работы председателя союза Валерия Остроухова. Профессиональный музыкант-скрипач, педагог, мастер музыкальных инструментов, он уже более тридцати лет занимается изготовлением и реставрацией скрипок.