Елена Викторовна Добрякова
«Хохломская роспись – это просто».
Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым мелкам.
Данный материал будет полезен для преподавателей дополнительного образования по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях, воспитателям подготовительных школе групп детского сада и увлеченным родителям будущих первоклассников.
Актуальность : В настоящее время рисование с использованием нетрадиционных техник приобрело широкую популярность среди педагогов - и это объяснимо. Современных детей, растущих в век цифровых технологий, у которых с самого раннего возраста перед глазами в планшете, телефоне, плазменной панели мелькают яркие картины мультфильмов и красочная графика компьютерных игр, увлечь классическим рисованием очень сложно. Проще сказать на занятиях по изобразительному искусству, где нет ничего удивительного, им скучно. Как же увлечь современных малышей рисованием? Не будем отставать, от наших развитых деток, а будем их удивлять, добавляя в занятия по рисованию нетрадиционные техники. Применяя их в своей работе, мы способствуем свободному творческому процессу, в котором отсутствует слово «нельзя», а существует возможность попробовать некоторые новые материалы и инструменты.
Вам наверно, хорошо известны такие способы нетрадиционного рисования как:
Набрызг;
Техника тычка жесткой полусухой кистью;
Рисование отпечатками пальцев, ладоней;
Рисование свечой;
Клеевая картина;
Рисование манной клеем и манной крупой;
Кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой);
Солевые рисунки;
Техника точечных рисунков – «Пуантилизм»;
Граттаж;
Рисование на мокрой бумаге ….;
Рисование мыльными пузырями;
Рисование пеной для бритья;
Рисование мятой бумагой;
Монотипия;
Пластилинография;
Изонить;
Фрактальная живопись;
Китайская живопись Суми-э;
Зентангл – графический рисунок;
Суми-е -техника японской живописи рисования тушью и т. д.
У творческих педагогов, воспитанники к шести-семи годам обычно уже знакомы с вышеперечисленными техниками рисования, но заказ «на удивле ние » не перестал быть актуальным. Что ж, придется создать что-то новенькое и посмотреть, как вновь загорятся глазки у наших детей на занятиях по рисованию.
Что может быть традиционней народного искусства, точнее одного его явления – искусство «золотой хохломы»? Можно ли, например, на занятии по теме: «Хохломская роспись придумать что-то новенькое?
Честно, я искала и не нашла… В открытых интернет-источниках есть немного детских рисунков с элементами хохломской росписи на белом или слегка затонированном желтом фоне. Но ведь хохломская роспись, несмотря на ограниченное использование цветов, такая разная!
Рассмотрим поближе изделия из «золотой хохломы».
На предметах, выточенных из дерева, мы видим нарисованные художником ярко-красные и черные травинки, нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины, или на красной поверхности вдруг расцветают не виданные золотые цветы.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек и вишненку, красную смородинку и рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
Золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые.
Но, вернемся в реальность: нет в детских садах ни посуды деревянной, ни тем более печей, для обжига этой посуды. Это обстоятельство не помешает нам сделать несколько интересных рисунков в стиле «хохломской росписи» и не только на белом или желтом фоне (как это было принято ранее в детских садах, но и на черном и на красном фоне. Скажете сложно? А я скажу – возможно! Нужно лишь нетрадиционно сочетать традиционные материалы для изобразительной деятельности.
Материалы: листы белой бумаги (формат А4, гуашевые краски черного и красного цветов, баночки с водой, беличьи кисточки, бумажные салфетки, восковые мелки следующих цветов: черный, красный, желтый, золотой, зеленый, линейка, плотные шаблоны изображаемых изделий (например, тарелочек) и сами изделия прикладного народного творчества "золотой хохломы" в ассортименте.
Основная часть .
1 этап:
(с поэтапным показом)
«Рябинка» на черной полосе.
В начале полосы восковым мелком золотого цвета рисуем рябиновый листочек, который состоит из пяти частей.
После рябинового листочка тем же цветом, рисуем несколькими изогнутыми вверх линиями веточку рябины.
Красным восковым мелком рисуем рябиновые ягодки 10-15 шт.
Вновь берем золотой восковой мелок и продолжаем рисовать рябиновую веточку, но изгибом вниз, так же несколькими линиями. И завершаем рябиновым листочком, как в начале нашего рисунка.
Восковым мелком зеленого цвета «оживляем» нашу рябиновую гирлянду кудрявыми, изогнутыми травками разного размера, по своему усмотрению добавляя их между листочками и веточками.
С помощью линейки и красного воскового мелка обрамляем сверху и снизу нашу гирлянду.
Прямо на рисунок, выполненный при помощи восковых мелков мы наносим черную гуашь (кисточку почаще смачиваем водой) и видим, как краска на глазах заполняет фон и скатывается с рисунка. Если краска у вас густая, и рисунок, в какой то части, не проявился, то смочите кисть водой и чуть-чуть размойте в этом месте водой. Лишнюю воду можно аккуратно собрать сложенной углом бумажной салфеткой.
Остается только высушить наши работы и полюбоваться ими.
Вот так легко мы справились с невероятно сложной ранее задачей – нарисовать хохлому на черном фоне и что бы при этом ничего не слилось.
«Черная смородинка» на красной полосе
на первом этапе также рисуется поэтапно с показом педагога
2 этап:
(практическая работа с опорой на поэтапные образцы, выполненные педагогом)
На выбор детей предоставляются два образца:
«Крыжовничек» на тарелочке с черным фоном и «Черная смородинка» на тарелочке с красным фоном.
3 этап:
(практическая работа с демонстрацией художественных изделий «золотой хохломы» - вазы, стаканчики, чашки, миски в ассортименте на черном, красном и золотом фонах).
На этом этапе детям предлагаем, на свой вкус, используя элементы хохломской росписи, обвести и расписать любой из предоставленных шаблонов хохломской посуды. Для подпитки вдохновения, на столы перед детьми воспитатель выставляет настоящие изделия, расписанные хохломскими художниками.
Надеюсь, Вам было интересно, коллеги, и мой материал пригодится в Вашей работе. Спасибо.
В подготовке вышеизложенного материала были использованы следующие интернет-ресурсы и литература:
1. http://1liski.detkin-club.ru/custom_4/153738
Публикации раздела Традиции
Загадки узоров русских росписей
В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .
После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».
Александр Котухин, миниатюрист
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией»
. По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .
Роль художественного творчества в культуре любой нации сложно переоценить. Это собственно то, что на протяжении столетий накапливает в себя традиции, неповторимость этники, превращает народ в уникальный, духовно богатый и узнаваемый. На Руси по наследству передавались секреты технологий и техник мастерства. С годами искусство совершенствовалось, так возникали народные промыслы, которые в настоящее время возведены в категорию искусства. Одним из наиболее превосходных художественных народных промыслов является хохлома – удивительная роспись, которая известна и любима, как в России, так и за ее пределами.
История промысла
Известная роспись хохлома не только смотрится сказочно, но и появление такого искусства окутано легендами и переплетено волшебством.
https://flic.kr/p/WrFMnj
Хохлома – русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в районе славного и величественного Великого Новгорода. В связи с возникновением выдающейся росписи есть легенда. Когда-то на берегу прекрасной реки в нижегородской области жил мастер с «золотыми руками». Он умело вырезал из дерева ложки-плошки, а затем раскрашивал их удивительным образом, что всем казалось словно они выполнены из чистого золота. Известность о народном умельце быстро распространилась по окрестностям, а потом дошла и до самого царя. Правитель был разгневан, почему такой талантливый человек и не у него служит при дворе. Тогда послал царь слуг в леса, чтобы привели умельца ко двору. Искали они мастера, да так и не нашли. А произошло следующее: умелец случайным образом узнал, что за ним идут слуги царя и спрятался да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом научил он своему делу людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки переливались золотом.
В действительности же есть научный факт, что роспись по дереву и необычную технологию принесли на Заволжье раскольники, которые убегали, спасаясь от царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных мастеров, художников, иконописцев. Они и научили местных жителей такой красивой росписи. Необычно раскрашенную посуду продавали в большом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали откуда он привез такое чудо, он с радостью отвечал: «Из Хохломы!». С того времени так и принято называть невероятно красивую в русском народном стиле роспись хохломой.
https://flic.kr/p/5ToGao
Резьба по дереву и роспись под хохлому до сих пор является довольно популярным русским ремеслом в некоторых районах России.
Особенности промысла
Любой народный промысел выступает неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Основная особенность хохломской росписи – это удивительный золотой отлив. Интересно то, что в действительности в росписи нет ни капли настоящего золота.
Сочетание красок, дивные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка – все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждое ремесло обладает своими особенностями, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не является исключением.
https://flic.kr/p/9o1mBk
Для хохломской росписи характерны следующие черты:
- Определенная цветовая гамма рисунка с применением всего лишь нескольких насыщенных оттенков. Наиболее популярное сочетание золотого и красного оттенка.
- Высокая художественность рисунка. Для хохломы свойственно наличие множества мелких деталей.
- Эксклюзивная, тонкая и кропотливая ручная работа.
- Плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии.
- Огромная образная выразительность росписи. Хохломская роспись представляет собой четкие акценты и яркие узоры.
- Специальные технологии нанесения рисунка.
- Классическая роспись делается обычно по дереву, чаще всего это посуда.
Такого необычного результата добиваются при помощи особых технологий, принципы которых остаются неизменными на протяжении нескольких столетий.
https://flic.kr/p/EHSkwc
Технология создания
Исторически вышло, что Русь во все времена гордилась народными мастерами, известность о которых распространялась далеко за ее пределами. Сложилось так, что предки могли не только создавать, но еще и беречь все традиции, рассказывая их своим потомкам. Поэтому каждый промысел – это не только удивительный шедевр, но еще и последовательная технологичность процесса появления народного изделия.
Все дело в особых правилах технологии, которыми умельцы придерживаются и в настоящее время. На первом этапе производиться изготовление заготовок . На Руси такая работа называлась «бить баклуши». Процесс этот довольно ответственный и кропотливый: сперва готовятся бруски необходимого размера, а затем с них убирается все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается требуемая форма миски, тарелки, ложки, чашки, горшка или любых других предметов. Главный секрет состоит в том, что для заготовок берут сырое дерево, поэтому оно должно обязательно просушиться.
После следует этап масляного покрытия. Испокон веков мастера использовали олифу или льняное масло, эта традиция осталась и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, прежде просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие дает изделию тот глянец и ту гладкость, который и выделяет это ремесло среди других.
https://flic.kr/p/bDyLE3
Важным этапом обработки перед тем, как собственно расписывать изделия является лужение. Такое мероприятие осуществляется при помощи добавления алюминиевого порошка. Старая технология позволяет получить эффект невероятной зеркальной поверхности. После всех этапов подготовки можно подходить к выполнению росписи.
Хохлома состоит из множества традиционных художественных техник и приемов, зная особенности и секреты, которых можно реализовать ее самостоятельно. Деревянная посуда и различные изделия, украшенные росписью в хохломском стиле, являются не только красивыми, но еще безвредными и практичными.
Хохломская роспись – это классика народного промысла. Те, кто знает смысл в искусстве, называют промысел «золотой осенью». И в самом деле, блеск, палитра, душевный и понятный каждому рисунок, – все это пропитано теплом и свежестью солнечного осеннего дня.
Секрет такого уникального искусства состоит в том, что при нанесении рисунка применяется определенная цветовая гамма. Это связано с тем, что истоком хохломской росписи явилась иконопись, поэтому многие оттенки в таких разных промыслах все же похожи между собой. Традиционными цветами выступают черный, золотой, оттенки красного. Иногда узор дополняется зеленым, желтым, коричневым оттенком или белым. Для того, чтобы рисунок стал фактурным, ярким и четким, обычно для росписи применяются краски с масляной основой. Нанесение рисунка является процессом творческим, который требует не только соответствующего состояния души, но и некоторых знаний.
https://flic.kr/p/naLKpi
Виды росписи
Пика расцвета народный промысел добился в 18-м веке. Это время было действительно полезным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже сформировалась, возникла классификация видов хохломского ремесла.
Основные типы хохломской росписи – это верховой и фоновый . Каждый имеет свои особенности и технологию. Верховой тип росписи делается на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок пластичные, мягкие, в результате творческой работы получается ажурная хохлома. Верховой тип росписи подразделяется на следующие виды орнамента:
- Травный рисунок является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основой рисунка является витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, мастер выписывает мелкие колоски, ягодки, горошек.
- Рисунок «под листок» , многие именуют его «под ягодку». По сравнению с тонкой «травкой», такой орнамент делается более широкими мазками, которые создают плавные формы листочков, тычком кисти художник наносит ягоды. Такой орнамент является стилизованным, так как мастер в особой технологии переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными составляющими такого хохломского орнамента служат крыжовник, гроздья смородины, земляника, колокольчики, ромашка. Они располагаются группами, простираясь вдоль витиеватого стебля, вплетение листочков придают округлость орнаменту. Именно такой стиль разрешает применять более разнообразную палитру с добавлением зеленого, желтого, белого и коричневого.
https://flic.kr/p/bzSKSU
- Рисунок «пряник». Традиционный стиль художественной росписи характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, круг или ромб, в центре которого делается стилизованный рисунок в виде солнца. Этот вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, чем травяной или ягодный. Его основная уникальность в том, что он похож на оригинальное солнце с лучами, которое постоянно находиться в движении.
Кроме верховой росписи, хохломская роспись может быть представлена фоновой. Из названия ясно, что перед нанесением рисунка обязательно делается фон. Обычно это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем выполняется золотым. Этот тип росписи подразделяют на два вида: «под фон» и роспись Кудрина .
Техника «под фон» трудна в реализации и требует определенного уровня мастерства, но такие работы обладают наивысшей ценностью. Характерными чертами фоновой росписи Кудрина служит стилизованное изображение цветов, плодов, завитков. Основную роль в орнаменте оказывает контурная линия.
https://flic.kr/p/oWQTmj
Все виды хохломской росписи невероятно художественны, узор напоминает необычной красоты ковер или полотно. В действительности, сделать такую роспись своими руками можно и самостоятельно, не обладая художественными сверх способностями. Мастера считают, что основная задача – это «набить руку», то есть научиться выполнять различные мазки, разгадать нажим кисти и уловить нюансы техники.
Хохлома является красочной и детальной росписью. Этот промысел составляет лишь малую часть культурного наследия русского народа, который украшает посуду, столовые приборы и многое другое. Изделия с хохломской росписью выглядят довольно шикарно и богато. Безупречная и разнообразная хохлома, как ни один другой промысел, способна передать тепло рук мастера и частичку его души.
Глядя на образцы художественных изделий, представленных народными промыслами России, возникает творческий соблазн – если не научиться тому же, то хотя бы попробовать свои силы в изображении ярких, мелодичных узоров. О том, как нарисовать хохлому новичку (ребенку, с нуля), о необходимых материалах и инструментах, а также пошаговом рисовании, вы узнаете из этой статьи.
Материалы и инструменты
Если вы не собираетесь становиться художником, популяризирующим народные промыслы, не нужно сразу же бежать в магазин товаров для творчества, покупать специальную бумагу, профессиональные краски и кисти. Для первого опыта вполне достаточно бюджетных материалов и инструментов.
Хохломская роспись поэтапно – для нее вам нужны:
- акварельная бумага (любая плотность, на какой вам удобнее рисовать, ту и берите);
- беличьи кисти (купите стандартный набор из 4-5 кистей разных номеров);
- гуашь (12-16 цветов будут оптимальным набором);
- акриловые краски (не обязательно, но работать с ними приятно);
- карандаш, ластик;
- трафареты (если рисовать вы не умеете совсем).
Сначала вы попробуете рисовать на бумаге, без переноса изображения на изделия, которого оно должно украшать. Например, вы решили нарисовать яркую хохломскую роспись на деревянной ложке. Отработайте навыки на бумаге, впоследствии перенести их на изделие будет просто.
Узнаваемый хохломской орнамент новички часто переносят на разделочные доски, которые становятся декором на кухне. С них тоже можно начинать свое приобщение к народным ремеслам. Ребенок тоже может расписать дощечку, но предварительно он должен потренироваться на бумаге.
Пример детской росписи хохломой ложек из бумаги
Хохломская роспись – поэтапное рисование, которое повторяет классическую процедуру изображения узоров. И даже малыши проходят ее пошагово. Сначала они изучают картинки-образцы красивых хохломских произведений, обсуждают их, описывают. Далее можно обратиться к тренажерам-прописям, где ребята могут потренировать себя в прорисовке основных элементов. Взрослым такие тренажеры тоже помогут «набить руку».
Мастер-класс по росписи деревянной ложки
Для росписи ложки нужно купить саму заготовку. Деревянные ложки обычно легко найти в хозяйственном магазине, а также в маркете товаров для творчества. Не спешите сразу ее расписывать, пару дней дайте ей полежать: неизвестно, в каком помещении она хранилась. Пусть материал привыкнет к температуре и влажности вашего жилища.
Помимо красок, кистей, ластика и карандаша для работы вам понадобятся:
- акриловый грунт;
- темперные краски – черная, желтая, зеленая;
- акриловый лак;
- шкурка 000;
- зубочистки;
- чистая безворсовая тряпочка;
- палитра;
- банка с водой.
Выбирая между гуашью и акриловыми красками, возьмите последние. Делают роспись под хохлому узнаваемой красная, золотая и белая акриловые краски.
Хохлома – как рисовать узоры на ложке поэтапно:
- Ложечку сначала нужно зашкурить, но несильно. Потом от древесной пыли протрите ложку влажноватой тряпочкой.
- Но кончик ложки кистью № 18 нанесите грунт. Просушиваться он будет 25-30 минут. При сушке загрунтованный кончик должен свисать.
- Когда кончик подсохнет, возьмите ложку за него и покройте всю ложечку грунтом. И снова сушка – 40 минут.
- После сушки ворсинки ложки снова поднимутся и их нужно «причесать» шкуркой.
- Настало время нанесения узоров – простым карандашом на деревянную поверхность нанесите листочки и ягодки. Золотой краской и кистью № 5 прорисуйте листочки. Так как краска прозрачная, наносить нужно несколько слоев.
- Ягоды расписывают кистью № 4. Для красной краски достаточно двух слоев покрытия.
- Когда листики и ягодки подсохнут, можно приступать к фону. Для этого вам нужна черная темперная краска и кисть № 4.
Далее уже по просохшему черному фону рисуются цветки клубники – белые, с желтой сердцевинкой. Лепестки можно проставить ватными палочками, а сердцевинку – зубочистками. - Смешав желтую и зеленую темперные краски, вы получите нужный оттенок для прорисовки травки. Тонкой кистью рисуйте стебельки, завитушки.
- Черенок ложки должен быть золотым – в несколько слоев покрывайте его золотой краской, всякий раз – с просушкой.
- Двое суток дайте ложечке на отдых, это подготовительный период перед лакировкой. Как и в случае с грунтом, сначала лакируется кончик, потом – вся ложка. Лак наносится в несколько слоев, каждый просыхает не менее 3 часов.
Поэтапное рисование хохломы с детьми
Сделать хохломское изделие, пусть и в очень упрощенном виде, можно и с ребенком. Детский опыт будет очень интересным. Прекрасно, если на предварительном занятии вы сделаете изделие из папье-маше, которое предстоит расписать под хохлому. Это может быть посуда, уточка, ваза и т.д.
Хохломская роспись – поэтапное рисование с детьми:
- Материалы и инструменты – заготовка (из папье-маше), гуашь (в том числе и белая), кисти, палитра, непроливайка, карандаш, ластик.
- Первый этап – роспись фона. Сначала уточку (допустим, это будет она) нужно полностью прогрунтовать черной гуашью. Это можно сделать заранее, чтобы сэкономить время занятия.
- На высохшем фоне нужно карандашом отметить узор. Если ребенок будет делать это сам, можно воспользоваться трафаретными заготовками.
- Далее элементы следует расписать. Сначала ребенок тренируется на палитре. Нарисованную с помощью трафарета ягодку, листочек, расписывает нужным цветом. После первой пробы на бумаге, он уже приступает к росписи изделия.
- Мелкие детали (травинки, тычинки, ягодки) можно сделать с помощью ватных палочек и зубочисток. Другие узоры можно выполнить штампами.
- Во время рисования дети должны наносить на папье-маше узоры, которые ранее уже пробовали прорисовывать на тренажерах, в прописях, на бумаге.
На видео представлен пример несложного рисунка, который можно повторить с детьми.
Хохломские узоры для детей – как рисовать:
- с использованием базовых цветов (красный, зеленый, желтый, белый);
- напомните детям, что краски на вкус не пробуют, кисточкой не размахивают, соседу не мешают;
- постоянно напоминайте ребятам, что смешивать краски нужно только на палитре.
В завершении занятия взрослый говорит, что дети сегодня находятся в настоящей мастерской художника. Что сегодня в этой мастерской появились красивые расписные уточки, которые теперь отправляются на выставку. В конце занятия следует обсудить с ребятами, чем им понравилась хохлома, что больше всего запомнилось, кому бы они хотели подарить свою уточку.
Дома со своим собственным ребенком можно тоже сделать мини-хохлому. Можно расписать вместе с мамой маленькую деревянную досочку или скалку. Это прекрасное начало приобщения ребенка к изучению истории искусств, народных промыслов и изобразительного творчества в целом.
Вдохновения вам, и пусть все получается с первого раза!
Вконтакте
Открытое занятие 01.2012
ТЕМА: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции»
ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Задание:
украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.
Материалы: формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти,
баночка для воды, салфетка, простой карандаш.
Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы,
таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись», презентация «Хохломская роспись».
Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Беседа:
Из истории возникновения и развития Хохломской росписи .
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.
Рассматривание образцов изделий (выставка работ).
Презентация:
Техника Хохломской росписи:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Особенности Хохломской росписи:
Два приема письма:
верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.
Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый
основной элемент узора: «травка»
элементы: листья, цветы, ягоды,
композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).
Практическая работа: работа над композициями.
Викторина.
Где и когда возникла Хохломская роспись?
Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?
Основной элемент Хохломской росписи?
Элементы Хохломской росписи?
Цветовая палитра Хохломской росписи?
Композиционное построение рисунка?
Орнамент, декор, украшение?
7. Выставка работ. Подведение итогов.
Список литературы:
В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.
В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.
Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.
Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.
Золотая Хохлома.
(Литературный ряд)
Хохломская роспись,
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
«Мир волшебной хохломы»
Прорастая,
Как-то празднично жива
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.