Одним из первых пунктов развития годовалого малыша, наверняка у многих мам является лепка. Почему именно этот вид деятельности? Лепка это не просто катание «шариков» и «колбасок» — а целый развивающий комплекс для ребёнка.
Для чего нужно лепка?
Благодаря лепке отлично развивается мелкая моторика, о пользе которой я уже упоминала в других своих статьях. Например, вот в
Лепка – великолепный инструмент развития детского воображения – очень важного и нужного качества. О том, для чего и как развивать воображение можно подробнее прочесть вот
Кроме того, работа с тестом или пластилином – один из лучших проводников в мир сенсорных, а точнее тактильных представлений о предметах: материалы для лепки пластичны, принимают любую форму, способны изменять свою температуру и, отчасти, текстуру, становясь тёплыми от разминания маленькими ручками. Отвлекусь от темы — немного о тактильных карточках своими руками рассказано в . Что касается лепки – так это ещё и замечательное успокаивающее средство: она помогает сосредоточиться, расслабиться, выплеснуть «лишнюю» энергию на пластилин. Это особенно актуально для гиперактивных детей.
Тесто или пластилин?
Если говорить о детях раннего возраста, то ответ однозначный – тесто. На сегодняшний день выбор теста для лепки огромный. Для первого знакомства я бы рекомендовала самые минимальные наборы из 4 основных цветов. Малыш, исследующий окружающий мир, скорее всего, захочет попробовать новый материал на вкус. С тестом, по крайней мере, это будет гораздо безопаснее, нежели с пластилином. Рецепты домашнего Play-Doh смотрите .
Как лепить с ребёнком 1-2 лет?
Для самых маленьких деток идеален следующий вариант лепки: мама делает шарик, накладывает на бумагу, а малыш прижимает пальчиком. Позже, ребёнок научится сам катать шарики и жгутики. В идеале – все манипуляции предлагать в игровой форме. Например, обыграть сказку «Колобок» с шариком теста, катая его по ладошке малыша, или «покормить» кусочками теста игрушки (положить перед ними на лист бумаги). Много вариантов игр с тестом можно найти в .
На сегодняшнем рынке можно встретить специальные пособия по лепке для самых маленьких. Стоят они не дорого, а радости ребёнку принесут много.
Особо выделить могу пособия Елены Янушко. Например, «Пластилиновые бусы» .
Их огромный плюс в том, что они многоразовые. Андрюше предлагать их я стала ещё до года.
Так как с этим пособием мы играем давно, я решила разнообразить наши занятия и изготовила свои шаблоны. Эти шаблоны тоже можно сделать многоразовыми: распечатать наклеить на картон с двух сторон и заламинировать. Как это сделать в домашних условиях без ламинатора, можно посмотреть . У Вас получится двустороннее пособие для лепки отличного качества!
Оформите подписку на новые материалы сайта!
20798
Пластилинография (или пластилиновая живопись) - это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.
Польза пластилиновой живописи
Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.
При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.
На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.
Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.
Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.
Занятия можно начинать с двух - трёх лет , обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.
Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии "Открытка с пингвиненком". Для детей старше 5 лет, с мамой 3+.
Цели и задачи пластилинографии
Цель пластилинографии - развитие творческих и художественных способностей детей.
Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)
Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.
- заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
- ознакомить с новым занятием - пластилиновой живописью;
- получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
- развитие чувства формы, цвета, композиции;
- тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
- воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.
Начать заниматься могут дети 2-х - 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м - 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.
Скачать шаблоны для лепки
Задачи для старшего возраста (6-7 лет)
Возраст шесть - семь лет - переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.
Особенностями детей шести - семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно - образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.
Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:
- изучение новых видов - пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
- развитие инициативности, способностей к творчеству;
- получение навыков использования различных подручных средств;
- развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
- обучение новым способам - барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» - изготовление рамок, альбомов и т. п.
Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:
- нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
- затем перенести маркером рисунок на основу;
- выполнить работу в пластилине;
- оформить итог работы - сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.
Преимущества пластилиновой живописи:
- несложная в работе техника;
- снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
- тренирует мелкую моторику;
- легко исправлять ошибки, и вносить изменения.
В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.
Темы для работ должны быть знакомы детям - это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).
- использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
- основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
- приготовить рабочее место для творчества - доску или клеёнку, влажную салфетку;
- до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
- после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом - мыть с мылом;
- делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
- покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Материалы для пластилинографии:
- пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
- основа (картон, пластик, стекло);
- технические средства (стеки - специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
- декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы - жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
- шприц медицинский или кондитерский;
- влажная салфетка вытирать руки;
- доска для раскатывания колбасок и шариков.
Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.
Видео - урок по лепке
Лепим новогоднего пингвина http://artplastilin.ru/intro/
Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/
Приёмы и способы пластилинографии
Рисование мазками
Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.
Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить - длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).
Можно использовать такую технику - размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.
Рисование шариками из пластилина
Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.
Расплющивание по основе скатанных шариков
Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.
Размазывание на большой поверхности
Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.
Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина
На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов - палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.
Скатывание пластилиновых колбасок
Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма - множество.
Выдавливание пластилина из шприца
Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.
Оригинально смотрится сочетание различных приёмов - объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.
Виды пластилиновой живописи.
- Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
- Обратная (витражная) . Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности - стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
- Модульная . В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
- Мозаичная . В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
- Контурная . Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
- Многослойная . В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
- Фактурная . В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида - барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).
Лариса Савчук
Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.
Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.
Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.
Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.
Итак, приступаем.
"Оленёнок"
1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).
2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.
От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.
3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.
4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.
6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.
Готовую работу оформляем в рамку.
Аналогичным образом делаются и другие работы.
"Подводное царство"
1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.
2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.
3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.
"Божья коровка на ромашке"
1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.
2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.
3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.
4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.
Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.
Одной из любимых техник декоративно-прикладного искусства у дошкольников является пластилинография. Большинство малышей вообще очень любят рисовать, а рисование пластилином привлекает их вдвойне. Ведь, это очень просто, и, кроме того, подобные изображения легко корректировать. Педагоги детских садов также ценят пластилинографию: такие занятия не требуют специальной предварительной подготовки и оказывает благотворное воздействие на нервную систему детей.
Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы
Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей - бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
Возможности в плане развития и обучения дошкольников
- В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
- Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
- Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию - это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
- Пластилинография - достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
- Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику - происходит подготовка детской руки к письму.
- Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
- При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
- При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.
Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:
- Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
- Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
- Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
- Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
- Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.
Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.
Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.
Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант - пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
Виды пластилинографии, применяемые в детском саду
На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста - для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем - так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.
Прямая пластилинография
При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками - получится подобие рамки.
Обратная пластилинография (на стекле)
Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.
Модульная пластилинография
Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь - красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.
Мозаичная пластилинография
При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.
Контурная пластилинография
Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций - изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков - получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.
Многослойная пластилинография
Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).
Фактурная пластилинография (барельеф)
Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок
Младшая группа
Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте - начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы - скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант - ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.
Вторая младшая группа вторая младшая группа пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)
Средняя группа
К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более
Средняя группа
Средняя группа
,
В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы - коллективные композиции.
подготовительная группа
подготовительная группа
Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» - золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)
Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).
Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).
В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.
Хохломские узоры Мозаичная техника Модульная техника с эффектом объема Пластилинография с использованием дополнительных материалов (фольга) Совместная работа Барельеф Подарок маме (модульная техника) Барельеф Барельеф Барельеф Пейзажная композиция Натюрморт Портрет Пластилинография с использованием природных материалов Модульная техника Модульная техника Мозаичная техника Подарок папе пластилинография Подарок папе
Шаблоны для пластилинографии в детском саду
Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.
Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон
Видеоролики по теме «Пластилинография»
Видеоурок для дошкольников - пластилинография «Снегирь»
Мастер-класс в детском саду по пластилинографии «Рыбки в аквариуме»
Мастер-класс по изготовлению панно с лилиями в технике пластилинографии
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Бехтерева Л.Н., Суровикова А.Г. | «Яблонька»
(средняя группа) Образовательные задачи : учить создавать образ дерева с помощью пластилинографии, включать в композицию дополнительный природный материал (горошины), Развивающие задачи : закрепить знания о строении дерева, развивать мелкую моторику, оттачивать навыки работы с пластилином. Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к растениям. Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Раздаточный материал: листы цветного картона, пластилин, горох, салфетки, досточки для лепки. Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулки, чтение сказок, в которых фигурирует яблоня или яблоки («Гуси- лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Яблоко»), занятие по аппликации на тему «Яблоня», дидактические игры подобной тематики. Ход занятия Загадка про яблоко. Сюрпризный момент - появление вороны Каркуши, которая сидит на нарисованной яблоне. Она беседует с детьми о строении дерева. Педагог предлагает дидактическую игру «Найди такое же» (сортировать бумажные яблоки по размеру). Мотивация - показать Каркуше, что яблоньку можно нарисовать пластилином. Воспитатель демонстрирует этапы выполнения поделки. Ствол формируется из пластилинового жгутика коричневого цвета. Крона - расплющенный зеленый шар, который нужно размазать пальцами на картоне в разные стороны. Травка внизу композиции - мелкие кусочки зеленого пластилина. В качестве яблок используются горошины, которые вдавливаются в крону дерева. Перед продуктивной деятельностью дети самостоятельно делают массаж рук с помощью шишки. В конце занятия ребята показывают свои работы Каркуше, и она угощает их настоящими яблоками. |
Дрынкова А. | (младшая группа) На прогулке накануне занятия педагог с детьми рассматривает солнышко. Занятие начинается с чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», малыши делятся своими впечатлениями. Мотивация - бедным зверюшкам из сказки не хватает солнышка, нужно нарисовать его для них. Интересный момент: воспитатель сообщает детям, что у них закончились краски, а остался только пластилин. Демонстрация приемов изображения: контур солнышка заполняется маленькими кружочками (мозаичный способ), лучики солнца формируются из колбасок. Перед продуктивной деятельностью детей проводится подвижная игра «Солнце вышло из-за туч…» |
Триллер Р.Н. | «Подарки цветочным феям»
(рисование пластилином на стекле, подготовительная группа) Вначале занятия проводится мини-беседа о том, что дети раньше мастерили из пластилина. Педагог закрепляет знание цветов, спрашивает что будет, если смешать определенные цвета пластилина. Необычная мотивация: воспитатель рассказывает дошкольникам сказочную историю. В волшебном лесу на полянке росли самые прекрасные в мире цветы, за ними ухаживали цветочные феи. Но однажды появилась злая колдунья, которая заколдовала фей - цветы стали гибнуть, так как нуждались в уходе. Задача детей - изготовить для фей волшебные цветы, чтобы их расколдовать. Работа выполняется на стекле, дети смешивают пластилин разных цветов для получения интересных оттенков. |
Проект по пластилинографии: цели, задачи, планирование, отчетность. «Подарки осени» как пример проекта - тематика и фото работ
Пластилинография, одно из любимых детских занятий, предоставляет большие возможности для проектной деятельности.
Проект должен иметь подробную теоретическую основу. Прежде всего, воспитатель должен придумать для него запоминающееся название, например, «Творим волшебство!» или «Пластилиновая сказка».
Педагог должен кратко сформулировать основную идею работы, например «Волшебство с ребёнком вместе сотворим - в этом поможет нам пластилин!»
Сироткина Татьяна Владимировна
http://tutmama.ru/obshhee-razvitie/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html
Подробно обосновывается актуальность проекта (польза пластилинографии для всестороннего развития детей). Намечается основная цель деятельности и составляющие ее задачи. Воспитатель четко обозначает возрастную категорию детей, задействованных в проекте, а также его срок (краткосрочный либо долгосрочный). В документации педагог четко расписывает пути и этапы реализации проекта (подготовительный, основной и итоговый), а также предполагаемые результаты деятельности.
По окончании проекта педагог в обязательном порядке составляет отчет: указывает, были ли достигнуты поставленные задачи. Организуется фотовыставка по тематике проекта.
Если рассматривать конкретные примеры, то очень интересная тема для проекта – «Подарки осени» (может проводиться в любой возрастной группе, изменяется только сложность заданий). В рамках данной темы педагог может предложить дошкольникам следующие работы: «Осенние березы», «Лукошко с грибами», «Листья клена», «Чудо-плоды» (овощи и фрукты), «Астры».
Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени»
Кружок по пластилинографии
ресурсы для самообразования воспитателя
Пластилинография вполне может стать областью для отдельной кружковой работы. Такая деятельность обычно проводится с детьми, начиная со средней группы.
Конечно же, педагог сам должен быть увлечен данной техникой художественного творчества, изучать необходимую методическую литературу, тема его самообразования должна соответствовать этому направлению. Желательно посещение семинаров именно по пластилинографии.
Для создания кружка необходимо позаботиться о необходимых материалах и инструментах (в данном случае это не потребует особых затрат). Педагог заранее продумывает, какие игрушки и наглядные пособия понадобятся для занятий.
В процессе работы кружка педагог делится своими знаниями с родителями, предлагает им консультации, проводит беседы, дает рекомендации по домашним занятиям с детьми.
Перед началом деятельности кружка по пластилинографии будет уместно провести анкетирование среди родителей по изучению интересов и потребностей детей.
Программа кружка. Фрагмент программы для старшей группы
Перед началом работы кружка педагог составляет программу, в которой обосновывает теоретические аспекты темы: ее актуальность, новизна, основные цели и задачи. Воспитатель намечает формы и методы работы. Четко обозначается возраст детей, которые будут посещать кружок, и срок реализации (как правило, программа составляется на один год). К программе прилагается также список детей.
Основная часть программы - это тематическое планирование с описанием цели каждого занятия. В качестве примера приведем фрагмент программы кружка по пластилинографии для старшей группы (автор Бабакехян А.Г.):
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки. | Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения. |
Грибы-грибочки выросли в лесочке | Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма. | |
Мой сад и огород | Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь - дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда. | |
Совушка - сова. Большая голова | Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики). | |
Ноябрь | Золотая рыбка | Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки). |
Червячок в яблочке | Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. | |
Кашалотик - кашалот | Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. | |
Осьминог | Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда |
Мониторинг по пластилинографии, особенности
Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.
Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности - помогает более эффективно организовать занятия.
Педагог оценивает следующие параметры.
1.Творческая активность
а) Повышенный интерес,творческая активность - высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог - средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски - средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами - средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер - низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание
-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровеньВысшее филологическое образование. Опыт работы корректором, рерайтером, ведения сайта, имеется педагогический стаж.
Картина в технике пластилинография для учащихся начальной школы. Шаблоны. Мастер- класс с пошаговыми иллюстрациями.
«Ну и Петя- петушок!» Картина своими руками из пластилиновых нитей. Мастер-класс с пошаговыми фото
Павлухина Вера Александровна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДО ДЮЦ «Звёздочка» город Томск
Цель: создание из пластилина лепной картины
Задачи:
- познакомить с приёмами и способами создания пластилиновой нити;
- освоить новые приёмы на практике по изготовлению сюжетной картины;
-пробудить интерес к данной нетрадиционной технике;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческое воображение
Описание: приемы, на обучение которым направлен мастер-класс, доступны для освоения старшим дошкольникам и младшим школьникам. Инструктаж может быть интересен и старшей аудитории, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера
Правила безопасности при работе с пластилином
В конце XIX века, английский преподаватель школы искусств, Уильям Харботт искал материал для уроков скульптуры. Он много экспериментировал, и как- то смешав глину, воск и жир, у него получилась пластичная, не застывающая масса, которая впоследствии получила название пластилин. Уильям Харботт и предположить не мог, что этот состав станет столь популярным.
Лепка из пластилина – увлекательный вид досуга, который всегда привлекает детей и играет огромную роль в творческом развитии. Взрослые тоже не отстают: так, пластилин занял достойное место в мультипликации.
Техника пластилиновой нити достаточна проста, доступна и интересна. Самые простые работы доступны даже малышам. А ещё лепка отлично развивает мелкую моторику пальчиков, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи.
Петушок наш важный,
И такой отважный!
Песни солнышку поёт,
Новый день зовёт!
Материалы и инструменты:
трубочки, шприцы, ёмкость для воды;
пластилин, картон, стек, бисер;
кисть, ножницы, клей «момент»;
краски по ткани, сизаль зелёный, коричневый;
Для работы нам потребуются пластилиновые нити. С помощью трубочек для лекарств, шприцов медицинских мы изготовим нити для лепки.
Кончики шприцов лучше обрезать ножницами.
Раскатываем из пластилина нужных цветов колбаски.
Помещаем их в трубочки.
Одну минуту подержим трубочки в горячей воде (из чайника) и можно выдавливать пластилин.
(пластилин можно размягчить, положив его на батарею)
Нити готовы.
Шаблон
Шаблон петушка приклеиваем на картон (чтоб в дальнейшем избежать деформации картинки). Вырезаем.
Приступаем к лепке. Подкладываем картон или клеёнку и начинаем работу с головы петушка. Цвет нити берём соответственно шаблону петушка.
Глаз петушка будем делать чёрной нитью, как показано на картинке. По спирали чёрной нитью делаем один оборот и лишнюю нить аккуратно обрезаем с помощью стека.
Присоединяем синюю нить и по спирали делаем несколько оборотов, нить обрезаем.
Присоединяем жёлтую нить, делаем по спирали нужное нам количество оборотов.
Далее переходим на шею петушка. Слева направо обрамляем нитью всю жёлтую часть оперения, нить обрезаем.
Точно также накладываем следующий жгутик. Нить лучше обрезать под углом (как на фото), чтоб она плотно прилегала к голове. Продолжаем нить за нитью заполнять всю часть шейного оперения.
Шея готова.
Красной нитью обклеиваем бородку и гребешок.
Клюв оформляем коротенькими нитями нужной длины. Лишнюю часть нити аккуратно обрезаем с помощью стека.
Туловище петушка слева направо поверху обрамляем оранжевой нитью, нить не обрезаем, продолжаем укладывать следующий слой нити теперь справа налево, двигаемся обратно.
Последующую нить присоединяем к тому концу, где произошёл обрыв нити.
Хвостик. Наклеиваем нить нужного цвета от туловища до уголка хвоста и возвращаемся обратно, нить обрезаем. Таким способом оформляем весь хвост.
Лапки, как и клюв, оформляем коротенькими нитями нужной длины.
Петушок готов.
Переходим к лепке колоска и цветочка.
Шаблон
Для колоска сделаем несколько(12) разных по размеры петелек.
Петельки немного вытянуть.
Формируем колосок.
Украшаем его бисером и сизалем.
Цветочек. Делаем стебельки и листочки.
Кружочки и овалы придадут форму нашим цветам.
По размеру рамки вырезаем картон и двунить (ткань). Ткань наклеиваем на картон.
Красками на ткани рисуем мазками имитацию травы, неба и солнца.