- Вспомни, что называют отделкой.
- Какие подготовительные технологические операции выполняют перед отделкой изделий?
- Какие техники отделки изделий тебе известны?
Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии. Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).
Рис. 137. Изделия, украшенные выжиганием
Рис. 138. Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные
Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б). В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия.
Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир – огонь, графо – писать, рисовать). В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пирографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1, соединительных проводов 2, нагревательного наконечника (пера) 4, закрепленного в пластмассовой ручке 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5. Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).
Рис. 139. Устройство выжигателя
Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 141, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 141, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в).
Рис. 140. Сменные нагревательные наконечники (перья)
Рис. 141. Стержневой выжигатель: а – общий вид; б – стержневые штампы; в – элементы выжженных орнаментов
Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность.
Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщательным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копировальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на подготовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размещают рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использовать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.
Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок
Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калька – это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования. Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.
Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение
Рис. 144. Рабочая поза при выжигании
Рис. 145. Держание ручки выжигателя с пером
Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.
Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше). Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе (рис. 145). Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).
Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б).
Рис. 146. Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный
Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным. Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б).
Рис. 147. Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины; б – линиями разной толщины
При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними. Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.
Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир – огонь, типос – оттиск, отпечаток). Эта техника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148). Используя стержневой выжигатель, выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов (рис. 149).
Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки
Рис. 149. Образование изображения штампованием: а – разными штампами; б – накатками
Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.
Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).
Рис. 150. Сочетание пиротипии и пирографии
Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов. Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.
Рис. 151. Отделка изделий пирографией с раскрашиванием
Рис. 152. Рисунок, выжженный лазером
Рис. 153. Настольный лазерный аппарат
Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером (рис. 152). Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.
Лабораторно-практическая работа № 9. Тренировочные упражнения по выжиганию
Оборудование и материалы: подготовленный кусок фанеры, выжигатель, карандаш, линейка, циркуль, шлифовальная шкурка, шлифок, огнеупорная подставка.
Последовательность работы
- Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
- Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
- Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
- Выполни шлифование выжженной поверхности.
Практическая работа № 5. Отделка изделий выжиганием
Оборудование и материалы: заготовка из фанеры, шлифовальная шкурка, шлифок, рисунки для выжигания, копировальная бумага, карандаш, огнеупорная подставка.
Последовательность работы
- Выполни шлифование поверхности заготовки с помощью шлифовальной шкурки и шлифка.
- По заданию учителя, рисунку, разработанному самостоятельно или по аналогии к нижепредставленным изображениям (рис. 154), нанеси рисунок на поверхность заготовки.
- Выполни выжигание рисунка.
- Зачисти выжженную поверхность шлифовальной шкуркой.
- Проверь качество выполненной работы.
Рис. 154. Рисунки для выжигания
При работе выжигателем необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:
- Включать прибор в электросеть и приступать к работе можно только с разрешения учителя.
- Прежде чем начинать выжигание, следует положить под ноги резиновый коврик и подготовить все необходимое для работы.
- Нужно следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до темно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора. Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами рук на ощупь.
- Не следует низко наклоняться над местом выжигания. Берегите руки и одежду от касания пера!
- После 10...15 мин работы прибор необходимо выключать из электросети на 2...3 мин.
- Во время работы необходимо периодически проветривать помещение или работать под вентиляционной вытяжкой.
- Нельзя оставлять прибор включенным даже во время кратковременных перерывов.
- Разогретый наконечник выжигателя или штамп следует класть на огнеупорную подставку.
- Необходимо следить за степенью нагревания наконечника прибора и своевременно регулировать его температуру.
- После окончания работы выжигатель нужно выключить из электрической сети.
Новые термины
выжигатель, выжигание, комбинированное выжигание, лазер- ное выжигание, пирография, пиротипия.Основные понятия
- Выжигание – нанесение раскаленным предметом определенных линий, орнаментов и т. п.
- Выжигатель – прибор, предназначенный для нанесения на поверхность заготовки из древесных материалов знаков, линий, фигур, орнаментов раскаленным наконечником.
- Лазер – интенсивный узкий тепловой пучок света.
- Наконечник (перо) выжигателя – деталь, предназначенная для нанесения рисунка на поверхность заготовки в результате ее нагревания.
- Обугливание – покрытие поверхности заготовки слоем угля.
- Регулятор выжигателя – элемент устройства, предназначенный для регулирования температуры нагревания пера.
Закрепление материала
- Какие виды отделки ты знаешь?
- Заготовки из каких пород древесины лучше использовать для выжигания? Объясни почему.
- Как регулируется степень накала пера выжигателя?
- Какие правила безопасности следует соблюдать при выжигании?
- Какие способы перенесения рисунка на заготовку тебе известны?
- Почему детали из древесины и фанеры зачищают шлифовальной шкуркой вдоль волокон?
Тестовые задания
1. Как правильно отшлифовать детали из древесины?
-
А вдоль волокон
Б поперек волокон
В под углом 45°
2. Какими инструментами выполняют петриковскую роспись?
-
А карандашами
Б шариковыми ручками
В кистями
Г выжигателем
3. «Зернышко» – это
-
А зерно пшеницы
Б зерно кукурузы
В элемент петриковской росписи
Г выжженный элемент орнамента
4. Пирография – это
-
А комбинированное выжигание
Б выжигание линиями
В выжигание штампами
Г выжигание точками
5. Степень накала пера выжигателя регулируется
-
А породой древесины
Б соединительными проводами
В ручкой регулятора
Г пластмассовой ручкой пера
6. Пиротипия – это
-
А выжигание точками
Б выжигание черточками
В выжигание линиями
Г комбинированное выжигание
Д выжигание штампом
Инструкция
Выберите дощечку, на которой будете выжигать. Поверхность дерева должна быть ровной, гладкой, с равномерной окраской. Если вы только начинаете знакомство с этой декоративной техникой, попробуйте свои силы на фанере – она дешевле, но по качеству подходит для тренировок.
Подготовьте основу. Если есть возможность, отциклюйте древесину. Зачистите ее мелкой шкуркой и покройте лаком для дерева.
Нарисуйте эскиз узора или сюжета, который будете выжигать, на бумаге. Он должен быть достаточно простым, без мелких деталей. Несмотря на то, что готовые дощечки иногда дополнительно расписывают красками, смысл должен угадываться и по контуру, который будет выжжен. Готовые можно найти в наборах для выжигания, обучающих пособиях и на сайтах, посвященных этой технике.
С помощью копировальной бумаги переведите силуэт на дощечку. Разогрейте электровыжигатель настолько, чтобы его штифт стал бордовым. Возьмите ручку инструмента как карандаш. Наносите рисунок, начиная с внешних контуров. Прямые линии проводите быстрыми легкими движениями без нажима. Чтобы увеличить толщину штриха, уменьшите скорость движения инструмента. Когда нужно поставить точки или кривые линии, держите выжигатель перпендикулярно поверхности доски.
Не проводите сразу несколько линий рядом. Дерево сильно нагреется, и промежутки между штрихами могут прожечься. Завершив один элемент рисунка, займитесь отдаленной частью доски, чтобы эта успела остыть.
Цвет линий на рисунке можно изменять. Он будет становиться темнее по мере нагревания выжигателя. Форму штрихов меняйте, экспериментируя с наклоном ручки и нажимом на нее. Также можно приобрести выжигатель со сменными фигурными перьями.
Готовый рисунок снова обработайте мелкой наждачной бумагой. Затем его можно раскрасить либо сразу покрыть глянцевым или матовым лаком.
Обратите внимание
Чтобы не допустить перенагревания выжигателя, отключайте его каждые 3-5 минут.
Во время работы следите за тем, чтобы ваши волосы или одежда не попали под штифт инструмента.
Выжигание по дереву - занятие, которое может увлечь не только ребенка, но и взрослого. Сегодня на рынке представлено множество моделей приборов для выжигания, и сделать выбор совсем не просто.
Инструкция
Аппараты традиционно делятся производителями на две условные категории: для и опытных мастеров. Приобретите Qiddycome, Biltema, Weller, Stayer, если вы только начинаете выжигать. Эти аппараты снабжены различными фигурными насадками и наконечником из тугоплавкого металла.
Если вы приобретаете аппарат для ребенка, то обязательно посмотрите, чтобы на выбранном электровыжигателе были предохраняющие от ожога элементы, а в комплект входила подставка для ручки и покрытие для рабочей зоны. Часто в комплект входят ля работы.
Посмотрите на комплектацию. Отдайте предпочтение прибору, у которого в комплекте имеется запасная игла, благодаря ее наличию вы сможете сами контролировать толщину и глубину узора, картины.
Обратите внимание на функциональность понравившейся модели. Есть приборы только для выжигания по дереву, есть приборы для выжигания по дереву и ткани (гильоширование).
Выберите «Узор-1», «Вязь», «Орбита», Wetecom, если чувствуете силы создавать большие панно. У этих аппаратов наконечник проволочный, а так же присутствует специальный регулятор накала. В комплект, как правило, входит до десяти игл различной длины и толщины. Значительным недостатком таких приборов является их большой вес, к тому же часто ручки перегреваются, а пластиковые элементы деформируются. Впрочем, профессионалы советуют иметь под рукой оба типа приборов, ведь они имеют разный след, а потому отлично дополняют друг друга.
Для выполнения пирографических рисунков воспользуйтесь электровыжигателем с проволочными штифтами. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки. Такой аппарат позволяет выжигать сложные сюжеты, комбинировать технику исполнения, а также играть со светом и тенью на рисунке.
Для профессионального плоского и для глубокого выжигания приобретите корпусные штифты. Новый аппарат такого типа купить вы не сможете – их просто не выпускают, но именно они считаются лучшими при выполнении сложных авторских работ. Для работы корпусными штифтами придется пользоваться термокаустером с газовой горелкой, на ней нужно будет нагревать наконечник штифта.
Видео по теме
Осваивать искусство выжигания по дереву мастера начали еще в XVIII столетии, а сегодня пирография стала популярным и интересным увлечением как для взрослых, так и для детей. Возможно, этому причиной послужили простота и доступность в использовании, которой отличаются современные аппараты для выжигания по дереву. Итак, как выбрать такой прибор.
Виды выжигателей по дереву
Прежде всего нужно определиться, какой аппарат для выжигания лучше послужит в вашей ситуации. Существует две категории выжигателей:
- приборы с твердыми перьями;
- аппараты с проволочными перьями.
Оба этих вида питаются от сети в 220 Вольт, однако именно проволочные выжигатели дают возможность регулирования температуры накала пера.
Чтобы понять, как правильно выбрать прибор для выжигания по дереву, следует ознакомиться со спецификой конструкции каждого из их видов. Аппараты с твердыми перьями обладают постоянной температурой накала пера. Обратите особенное внимание на мощность прибора: если она меньше 20 ватт, такой прибор для выжигания будет довольно медленным в работе. И наоборот, чем мощнее модель, тем быстрее вы сможете работать.
Убедитесь в том, что выбранная вами модель аппарата для выжигания укомплектована дополнительными насадками, позволяющими выполнять различные работы - от большой картины до миниатюрного орнамента на деревянном . Модели приборов для выжигания, оснащенные перьями из проволоки, предлагаются в продаже в более широком ассортименте, чем модели выжигателей с твердыми перьями. Начинающему пользователю достаточно непросто добраться до сути того, на чем лучше основывать выбор, а потому ниже будут представлены преимущества и недостатки каждой из модификаций аппаратов для выжигания.
Особенности приборов для выжигания с твердыми перьями
К преимуществам выжигателей с твердыми перьями можно отнести:
- высокую прочность;
- простоту в использовании;
- демократичную цену.
Именно по этим причинам значительная часть наборов для выжигания для детей содержат аппараты с твердыми перьями. С устройствами этого типа особенно удобно выжигать рисунки средних и больших размеров.
Однако у этого устройства немало и недостатков. Во-первых, они слишком долго разогреваются, а также остывают (больше 5 минут). Во-вторых, находящийся в полости рукояти нагревательный элемент подвергается достаточно сильному нагреву. В-третьих,из-за большой рукояти и ее большого расстояния до конца иглы такая конструкция не позволяет выполнять при выжигании тонкую работу. В-четвертых, если это устройство использовать довольно долгое время, оно может перегореть.
Особенности аппаратов для выжигания с перьями из проволоки
У выжигателей с проволочными элементами достоинств намного больше. Мощности такого устройства вполне достаточно для того, чтобы работать с наиболее твердыми породами дерева. Нагрев и остывание аппарата занимает лишь несколько секунд. У большинства таких приборов регулируется температура накала проволоки. Вы можете накалить проволоку добела или просто слегка нагреть.
С выжигателем, оснащенным проволочными перьями, работа над изделиями занимает в несколько раз меньше усилий и времени. Даже если перегорит проволока элемента, ее можно легко и недорого заменить на другую. Многие европейские бренды приборов для выжигания применяют для нагревательных элементов металл , который служит очень долгое время.
Выжигатели с проволочными перьями используются для наиболее кропотливой и тонкой работы
Среди недостатков проволочных выжигателей можно назвать их дороговизну. Помимо того, такие модели сложно приобрести, а их починка может быть связана с массой проблем, особенно если вы купили устройство через интернет. Наконечники из проволоки нередко перегорают и деформируются. Если же часто заменять нагревательными элементы, ручка с фиксаторами достаточно быстро придет в негодность.
Какие модели выжигателей по дереву лучше? На этот вопрос нет однозначного ответа, однако среди пользователей форумов наиболее часто отмечаются аппараты stayer, weller, biltema, «Узор-1».
Слово «пирография» буквально означает «рисование огнем». Этот вид декоративно-прикладного творчества позволяет создавать оригинальные произведения из дерева. Мастера-пирографы с помощью специальных приборов выжигают рисунки и узоры на поверхности предмета, постоянно совершенствуя свое мастерство. Но даже если у вас нет навыков рисования, выжигание по дереву не покажется вам слишком трудной задачей. К тому же пирография может стать отличным хобби не только для взрослых, но и для детей.
Вам понадобится
- пирограф (прибор для выжигания), деревянная заготовка, мелкая наждачная бумага, лак.
Инструкция
Деревянные изделия, которые вы используете, должны быть предварительно отшлифованы. Лучше всего покупать их в специализированных магазинах. Следует также помнить, что пирография подходит больше для декорирования бытовых предметов из дерева ( , ложек, расчесок, мелкой мебели), чем .
Перенесите рисунок на дерево с помощью кальки и копировальной бумаги или нарисуйте от руки. Копировальную бумагу можно сделать самостоятельно, закрасив лист бумаги мягким карандашом. Помните, что рисунок должен иметь четкий контур.
На каждом пирографе есть ручка, которая контролирует мощность прибора, меняя температуру нагрева. Таким образом, вы можете выбирать глубину и интенсивность линий. Для легких едва заметных линий, ставьте ручку на минимальное положение мощности, для более толстых и глубоких линий – на максимальное.
Для создания тона рисунка и мягких теней обычно пользуются газовой горелкой, мощность и температуру которой можно регулировать. С её помощью можно сделать плавные переходы цвета и тени. Также с этой целью поначалу можно использовать морилку или обычные акриловые краски.
Готовую работу обработайте мелкой наждачной бумагой и покройте лаком. Теперь это готовый сувенир, который можно подарить или использовать в качестве декора своего дома.
Видео по теме
Обратите внимание
Рабочая игла прибора раскаляется до 800 градусов, поэтому соблюдайте меры предосторожности.
Источники:
- Изображение
Пирография, больше известная как выжигание по дереву, появилась в тот момент, когда люди заметили, что дерево при соприкосновении с огнем меняет цвет. Поначалу мастера использовали для выжигания раскаленный металлический прут. Известен и способ выжигания солнечным лучом, проходящим через увеличительное стекло. В домашних условиях удобнее всего выжигать с помощью специального аппарата, который можно купить в магазине товаров для художников.
Выжигание по дереву или пирография - художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин. Сегодня выжигание по дереву успешно практикуется как вид декоративно-прикладного искусства и техника в художественной графике. Выжигание по дереву подразделяется на горячее выжигание (пирография), горячее печатание (пиротипия), выжигание на горячем песке, при помощи трения, кислоты и солнечных лучей. В данной статье рассматривается творчество 3-х современных художников, в совершенстве владеющих искусством выжигания по дереву. Имена тройки пирографистов известны всему миру - это Джули Бендер / Julie Bender, Эбен Кавана Рутенбах / LeRoc и Питер Уокер / Peter Walker. Дабы не распыляться, предлагаю сразу же перейти к знакомству с художниками и их творческим багажом.
Выжигание по дереву от Джули Бендер. Пирография в цвете сепия
Джули Бендер (Julie Bender) - ярчайший представитель пирографии, искусно владеющий огненной стихией. Её уникальные и неповторимые рисунки по дереву выражают глубочайшую признательность живой природе. Джули Бендер при помощи выжигания по дереву удалось передать мельчайшие детали животного мира настолько точно, что едва ли можно удержаться от того, чтобы не утонуть в палитре полутонов и оттенков. Богатство уникального стиля художницы характеризуется микроскопичностью деталей изображения с применением световых лучей и сверхтонкой штриховки. Чтобы создать одну единственную подобную картину, необходимы не только талант, усердие и опыт, но и любовь к тому, чтобы называться пирографистом, в противном случае можно сойти с ума.Прежде чем приступить к выжиганию по дереву, Джули Бендер вдохновляется наблюдениями дикой природы в лесных зонах Колорадо, собирает материал, после чего вдумчиво, согласно сердечному зову сочиняет каждую работу - делает предварительные , своеобразные наброски на специально подобранной идеально отшлифованной доске либо на плотной акварельной бумаге. Из древесины отдает предпочтение клену, потому что последний имеет кремовый оттенок и легкую зернистость. Что касается бумаги, естественно, с ней работать проще, так как бумажный материал подразумевает универсальность в действиях, в частности, эксперименты с различными эффектами. Процесс выжигания осуществляется медленно, послойно, что требует очень много времени и сил. Инструментами являются пирографы с разными насадками, как по форме, так и по размеру, включая сверхтонкие наконечники. С их помощью скрупулезно прорабатывается каждый блик света, каждая шерстинка. Учитывая, насколько шедевральными получаются картины Julie Bender, вне всяких сомнений, вывод напрашивается однозначный - она любит свою профессию.
Во всем мире существует несколько человек, которые профессионально выжигают по дереву с помощью пирографа и я - одна из них!
Художница имеет степень бакалавра в сфере изо искусства, в 1980 году она окончила первый государственный Университет Миссури. Выжиганием по дереву активно занялась с 2002 года. Кроме пирографии (выжигания по дереву), по окончанию вуза и вплоть до середины 2012 года, занималась дизайном, также курировала веб-сайты и программное обеспечение, находясь на посту менеджера в одной из американских компаний.
Бендер является почетным членом Общества Художников Анималистов. Ее работы получили высокий резонанс на международном уровне, начиная с Соединенных Штатов, они экспонируются в государственных музеях и частных галереях по всему миру, на постоянной основе находятся в коллекции художественного музея «Leigh-Yawkey Woodson Art Museum’s». Цена за один коричневый отпечаток огня размером с тетрадный лист может достигать четырех тысяч долларов. На завершение одной рабочей поверхности уходит от недели до нескольких месяцев.
Любопытный факт о Джули Бендер: к выжиганию по дереву пришла в связи с кончиной любимой собаки. Чтобы облегчить боль, художница решила обзавестись пирографом (инструментом для выжигания по дереву) и перед погребением на урне воссоздать портрет собаки. С ее стороны это мог быть прощальный знак, жест благодарности и только, однако в процессе выжигания дизайнер неожиданно для себя осознала, что нашла свое призвание. С тех самых пор Джули продолжает рисовать огнем мир домашней и дикой природы - собак, птиц, оленей, слонов, зебр, лошадей… Даже сегодня, будучи уже опытным профессионалом в сфере пирографии, который к тому же возглавляет топ-5 самых талантливых пирографов всего мира, она поражается тому, насколько живыми становятся её анималистические картины от соприкосновения горячего металла с древесиной.
Искусство выжигания по дереву от LeRoc
Eben Cavanagh Rautenbach (также известен под псевдонимом LeRoc ) - южноафриканский художник, рисующий огнем по дереву. В качестве инструмента использует паяльник, ранее орудовал зажигалкой, гвоздем и плоскогубцами. Мастер выжигания по дереву посвящает свои работы всем любителям природы и граффити, ведь они по сути являются составляющими того и другого.LeRoc живет в Шотландии, там же имеет оборудованную под студию крошечную комнату, которая находится в двух шагах от леса. Именно в лесу во время велосипедных и пеших прогулок Эбен находит вдохновение для творчества. Героями деревянных полотен Эбена Кавана Рутенбаха являются деревья, животные, люди и техника.
Любопытно , что на паяльную лампу художника переключила его тетя: она преподнесла ему старый паяльник в качестве подарка. Специальное образование в области пирографии у Рутенбаха отсутствует, тобишь по сути он является художником-самоучкой.
Пирография или выжигание по деревянным доскам для серфинга от Питера Уокера
Питер Уокер (Peter Walker) - знаменитый австралийский пирографист, выжигающий орнаменты на досках для серфинга. Можно сказать, Питер Уокер живет историей серфинга и его эволюцией, совмещая в работе как минимум три составляющие - ремесло, искусство. Полые деревянные доски изготавливаются из быстрорастущих деревьев семейства Павловниевые. Каждый деревянный серфборд обрабатывается ремесленником вручную, иногда в сотрудничестве с другими дизайнерами. Само по себе выжигание осуществляется при помощи лазерной технологии.В соединении огня с водой - двух основных природных элементов - рождается динамическое противоречие сил, которые являются важным компонентом окружающей среды Южной Австралии. Процесс выжигания по дереву похож на скольжение по воде в том смысле, что необходимо быстро реагировать, приспосабливаться к процессу. Именно таким образом я рисую огнем.
Искусство выжигать огнем по дереву сделало из Питера звезду мировой величины в области пирографии. Пирограф Питер Уокер принимал участие в дизайнерских проектах на территориях Северной Америки, Европы и Японии.
Кто и чем вдохновляет пирографиста Питера Уокера? Скульптор Мартин Пурьер воодушевляет изысканной утонченностью геометрических и органических форм, созданных благодаря особому отношению к материалам и изобретательности, дуэт мексиканских гитаристов Rodrigo y Gabriela (Родриго Санчез и Габриэла Кинтеро) - виртуозностью и умением в сотрудничестве постигать творческие вершины, виндсерфингист и автор новой конструкции серфборда Том Блейк окрыляет неординарным мышлением и гениальными инновациями в области серфинга, в частности, разработками гавайской полой доски с плавником, спасательных кругов и подводных камер, немецкий режиссер Вернер Херцог - преданностью своим проектам и привлечением своих персонажей к точке крайней «неясности», писатели Тим Уинтон и Харуки Мураками.
Долг платежом красен)
Спасибо всем, кто задавал вопросы! Как обещала, отвечаю на все подробно и развернуто. Теперь у меня будет пост, который я смогу присылать всем вопрощающим для первоначального ознакомления)
Начну прямо по порядку отвечать)
- Сначала эскиз карандашом наносится или сразу прожиг?
Это как раз то, о чем я говорила в прошлом посте - личные художественные навыки и манера рисунка. Умеете экспрессивно хаотично наносить линии, из которых затем волшебным образом складывается единая картинка - прекрасно! Хотите подстаховаться - рисуете сначала эскиз 1:1, вносите нужные правки и переносите его на дерево.
Лично я часто перестраховываюсь, да. Потому что если что-то и можно исправить, то далеко не всегда. При моей особенности прожига, испорченные вещи в 99% случаев отправляются на помойку.
Но и импровизации, как рыба на картинке ниже, случаются)
- Сильно ли пахнет?
Сильно! Иногда приятно, иногда не очень. Особенно сильно и неприятно могут пахнуть при прожигании пороки древесины. Крайне неприятно и опасно пахнут клеи и лаки, если вдруг попадаются. Возможны ожоги глаз и слизистых дыхательных путей, не шутка! Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении.
- Долго одна картинка рисуется?
Все индивидуально, зависит по большей части от размера и детальности. У меня на работу с достаточным количеством деталей, вроде той же Москвы, форматом А4, уходит от двух полных рабочих дней до недели.
- Сверху же лак?
Вовсе не обязательно. Если выжженая поверхность не предполагает активного контакта с жидкостями или другими вещами, то вполне можно обойтись и без покрытия. Чем хорошо выжигание - оно, в отличии от той же росписи, не выгорает, а выжженная поверхность сама являятся защищающим слоем, не пускающим в поры влагу, грибки и прочее. Нетронутая температурой древесина может потемнеть или выгореть, но прожженые участки останутся такими же даже через годы.
При желании все же дополнительно защитить поверхность, покрыть ее можно всем тем, чем обычно покрывают дерево: лаками, маслом, воском и их смесями и производными.
- Это же с фоток домики, много мелочей откидывать надо или по максимуму сохраняете?
Это тоже вопрос личных навыков и предпочтнений. Если мы выжигаем по фото, то стараемся сохранять максимум детелей, хотя в процессе что-то теряется, а что-то, наоборот, проявляется. Некоторые детали удается обозначить лишь намеком и полутенями, то есть они как бы есть, но не перетягивают на себя внимание.
-Как такие плавные переходы делаются и разные по тону части рисунка) одним выжигателем?
Я работаю одним выжигателем, паяльникового типа. Использую в основном одну насадку, которая уже стерта под мою руку, плюс периодически ее подтачиваю - это насадка в форме лопатки. Ею я и делаю переходы. Чем дольше задерживается "жало" и чем сильнее нажим на одном месте - тем след будет темнее, чем легче и быстрее проводимая линия - тем она светлее. Именно вариации сочетания "сила нажима+скорость штриха" и дают возможности своеобразной "палитры".
- Как добавить тона и шершавостей?
().
Именно при выжиганиии паяльниковым пирографом, можно добиваться объема и буквально шершавостей сильным нажатием на "жало" (см. фото с кошками). Или воспользоваться классикой - штриховать затемненные участки сильнее. Вот буквально, использовать паяльник как карандаш. На мой взгляд, кстати, наиболее похожие между собой техники - точно также возможны самые разные штриховки, точки и т.д. Для удобства только нужно выбрать наиболее удобную насадку, возможно как-то сточить под себя (например, убрать острые углы для более плавного скольжения).
- Подробнее про сам процесс: что, как, куда, в какой последовательности.
Первым делом выбирается и подготавливается эскиз, я все таки сторонник правок и ошибок на бумаге, а не на дереве.
Затем - подбирается и подготавливается поверхность под выжигание. Обычно достаточно легкой пошкурки - убрать заусенцы, пыль и все такое, что может нарушить рисунок.
Переносим изображение на поверхность - можно воспользоваться копиркой, но надо иметь ввиду, что она не очень легко удаляется с поверхности. Карандаш стереть проще, но оставшиеся частицы ластика могут картину попортить. В сложных случаях можно воспользоваться мелкой наждачкой и зачистить лишнее, а затем восстановить рисунок (если он повредился).
Ну и выжигание, собственно. Я делаю так: прожигаю контуры - нее сильно, буквально только наметить.А затем как раз и зачистить от разметки, выжженые контуры потом останутся. И дальше уже выжигаем по ним, обводя где надо, и где надо добавляя тон.
По завершении работы, можно по желанию добавить цвета - акрилом, морилками или акварелью. И также по желанию, покрыть лаком или маслом. После первого покрытия работа может оказаться шершавой - тогда полируем мелкой наждачкой и покрываем второй раз.
Остается только любоваться и гордиться собой)
- На чем лучше учиться? Что такое "сложное" дерево и не сложное?
Сложными для выжигания я называю хвойные породы. У них ярко выраженная структура годовых колец с разной плотностью. Эту особенность можно обыграть, но это требует опыта - прямые линии и равномерные участки "заливки" вывести будет сложно.
Точно так же сложно выжигать на плотной древесине с волокнистой структурой - дуб, бамбук.
Может показаться, что по этой логике легче всего работать с мягкими породами, но тут свои тонкости: мягкая, рыхлая древесина прожигается сразу сильно вглубь.
Идеально, на мой взгляд, для выжигания подходит береза (и, соответственно, фанера из нее), как и любая другая плотная, однородная, светлая древесина. (например, бук.) Ну и липу, как наиболее доступную, исключать все же не надо, к ней можно приспособиться.
- Паяльниковые пирографы, и петельные - с каким лучше начинать тем, кто ни разу не пробовал?
А тут я не советчик совсем. Я выжигаю паяльником, приспособилась и подружилась с ним настолько, что совершенно не представляю, как можно делать то же самое петельным выжигателем. У da_masyanya_ya
наоборот)
Так что начинающим я бы посоветовала попробовать и то, и другое, и прислушаться к своим ощущениям. И вообще, и к выбору инструмента, и к выбору материала, лучше всего подходить с позиции собственного опыта, собственных предпочтений. Пробовать разное, пробовать много, но всегда отслеживать - как получается лучше, на чем идет легче, с чем работать приятнее)
Вот, вроде бы ответила на все)
Спасибо поучаствовавшим! Выводы сделаны, начинаем собирать и систематизировать информацию. А уж в каком виде все это материализуется, время покажет.
Продолжать задавать вопросы можно и нужно! Единственная просьба, сначала ознакомиться со всеми полезными материалами в этом блоге по данной теме) Ссылки, как всегда, прилагаю)
Первые шаги
Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.
Начинать лучше с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Возьмите деревянные ложки или лопаточки, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, стараясь придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, подставок для яиц или других мелких предметов. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.
Начинайте работу с верхней части задуманного рисунка, делая короткие легкие штрихи. Движения должны быть плавными. Работайте не торопясь: дереву требуется время, чтобы оно потемнело под воздействием температуры. Поначалу у вас будут получаться кляксы и неровные линии, поэтому придется поупражняться.
Новичкам труднее всего научиться выжигать равномерно. Часто их картинки выглядят неровными и грязными. Если вы столкнулись с этой проблемой, мужайтесь. Первый блин выходит комом не только у вас, и есть несколько вещей, которые помогут справиться с этими трудностями.
Прежде всего, надо помнить, что при первом соприкосновении с поверхностью перо будет более горячим, чем во время последующего выжигания штриха. Это происходит потому, что часть тепла поглощается материалом, по которому вы выжигаете. Этот факт и предопределяет самую распространенную для всех пирографов проблему: как предупредить появление кляксы от момента, когда вы впервые дотрагиваетесь пером до поверхности, до того, как оно достаточно остынет, чтобы получилась ровная линия.
Эта проблема имеет два решения. Первое – это движение и скорость. Движение не дает горячему перу оставаться на одном месте и прожигать отверстие, прежде чем вы сможете заставить свою руку двигаться. Представьте, что ваше перо – это самолет, садящийся на взлетную полосу. В течение первой секунды после прикосновения к поверхности вам потребуется перемещать перо немного быстрее, прежде чем все тепло будет поглощено материалом. Тогда надо замедлить движение пера до той скорости, которая даст возможность равномерно выжигать по этому материалу. Когда же настанет время завершить штрих, вам просто нужно продолжать движение, одновременно отрывая перо от поверхности, чтобы оно даже долю секунды не оставалось на одном месте и не прожгло отверстия на конце линии. И вновь представьте перо самолетом, до сих пор разбегавшимся по взлетной полосе и взлетающим в конце нужной вам линии (рис. 8).
Рис. 8. Перо в движении.
Второй метод предупреждения клякс состоит в том, чтобы осторожно подуть на перо, прежде чем коснуться поверхности. Это охладит перо, а когда оно будет на поверхности и в движении, температура нагрева вернется.
Возможно, при чтении вводного материала некоторые действия кажутся слишком сложными, но пирография, как и любое ремесло, требует навыка. Поэтому потребуется практика, прежде чем искусство владения раскаленным пером станет вашей второй натурой. Возьмите обрезки какого-нибудь материала и практикуйтесь в нанесении штрихов, прямых и кривых линий, выбирая разные перья. Вскоре кляксы останутся в прошлом. Кстати, при работе пирографом с твердой насадкой проблемы с кляксами обычно встречаются реже.
Выполняя первое простое упражнение, надо следовать двум правилам:
1. Не пишите пирографом, даже если вам этого очень хочется. Возможно, сама форма его рукоятки провоцирует к этому: кажется, что в руке обычный карандаш. Но по крайней мере для начала – не пишите.
2. Не рисуйте, не пытайтесь что-либо изобразить.
Иными словами, вначале вам надо всего лишь провести несколько штрихов. Не меняя температуры рабочего наконечника, проведите несколько линий и поставьте несколько точек. Есть много способов сделать это. Например, если вы слегка прикоснетесь к древесине раскаленным наконечником, не нажимая, проведете им по поверхности, получится тонкая, довольно светлая линия. Если слегка надавите и проведете им медленнее, получится более темная и широкая линия.
Отсюда, естественно, следует, что толщина линии зависит от скорости, с которой вы проводите рабочим наконечником пирографа по дереву, и давления, которое вы оказываете на его поверхность. Попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости.
Если при работе вы будете слишком сильно нажимать пером на древесину, нагревательный элемент, скорее всего, изогнется. Не пугайтесь этого, придайте ему исходную форму, прижав к ненужному куску древесины. Нихромовая проволока очень гибкая, и вряд ли вы ее сломаете.
Освоив простые штрихи, чистые от клякс, попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости, постепенно сплетая линии в сложные изогнутые узоры (рис. 9).
Скорость движения ручки будет определять, насколько темной или светлой будет получаться линия. Естественно, чем быстрее вы двигаете перо поперек поверхности, тем меньше времени оно находится в контакте с материалом и тем светлее оно выжигает. Чем медленнее вы двигаетесь, тем темнее будет выжигание.
Рис. 9. Простые упражнения для начинающих пиромастеров.
Если у вас прибор с постоянной температурой, вы не сможете повышать или понижать температуру. Скорость пера будет единственным доступным способом сделать выжигание более темным или более светлым.
Если у вас прибор с регулятором температуры, вы сможете сделать перо горячее или холоднее, но в этом кроется определенная опасность. У вас будет искушение перемещать его каждый раз понемножку, на крошечные деления, когда вы захотите выжигать немного темнее или светлее. На самом деле в этом нет никакой необходимости. Лучше использовать регулятор, чтобы установить среднюю температуру, необходимую для выжигания по данному материалу или выполнения определенной техники. Когда температура пера находится в этом диапазоне, тогда вы можете использовать скорость движения инструмента, чтобы сделать след выжигания более темным или светлым.
Регулировать температуру нужно для каждого используемого пера отдельно. Разные перья выполнены из разного количества металла, поэтому их требуется по-разному нагревать. Если вы при смене пера не изменили мощность источника, она может оказаться слишком большой или, наоборот, слишком маленькой для выжигания одной и той же поверхности.
Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич Из книги Лайка и её натаска автора Белоусов Валериан Иванович Из книги Тропами подводными автора Папоров Юрий Николаевич Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий ВасильевичПЕРВЫЕ АВАРИИ ОДНОТИПНЫ В конце 2004 года я, полный ноль в компьютерных делах, использующий свой ноутбук как пишущую машинку, открыл сайт www.avtolikbez.ru. Открыл его с одной целью – общаться с себе подобными. Открыл для «обратной связи», чтобы услышать голоса тех, для кого я
Из книги Путешествие в удивительный мир [Макросъемка] автора Аракчеев Юрий СергеевичГлава третья, практическая, поэтическая: ПЕРВЫЕ
Из книги Справочник грибника автора Онищенко ВладимирМои первые опыты Не зная никакой теории слайдфильма, я пришел к его форме, так сказать, не от хорошей жизни. Как вы уже поняли, с самого начала увлечения слайдами я фотографировал не своих родственников и друзей, не места, где побывал проездом, а «джунгли» в своем городском
Из книги У рыбацкого костра автораПервые блюда Борщ с грибами Кости – 200 г, вода – 1 л, свекла – 200 г, репчатый лук – 200 г, капуста – 200 г, квас хлебный – 200 мл, картофель – 150 г, масло топленое – 20 г, грибы белые сушеные – Юг, корень петрушки – 30 г, сметана – 50 г, гвоздика, лавровый лист, перец
Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир АфанасьевичПервые радости Даже крошечный налимчик - «веретешка», пойманный в далеком детстве, не забывается на всю жизнь.Бережно хранит память «первые радости» юного рыбака.И какой бы толщью не отделяли годы первое биение крови в сердце, пережитую дрожь в ногах при вываживании
Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович Из книги Второй хлеб на грядке и на столе автора Ермилова Ирина ПетровнаПервые шаги Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит
Из книги Как научиться водить автомобиль автора Барбакадзе Андрей Из книги Виноград без труда автора Кизима Галина Александровна Из книги Книга-тренажер автора Барбакадзе Андрей Из книги автораПервые шаги Прежде чем сделать первые шаги в самостоятельном вожденииВодитель считается надежным, когда, помимо приобретенных навыков вождения, знания ПДД, основ безопасности движения, административного кодекса, он имеет представление: о контроле за состоянием
Из книги автораПервые шаги в вождении После получения водительского удостоверения вам необходимо сразу же закрепить приобретенные вами навыки вождения. Если ваш «железный конь» уже с нетерпением дожидается вас в «стойле», то вам надо только решить, будете ли вы делать первые шаги