Городецкая сказка. Знакомимся с городецкой росписью - планы занятий, консультации для родителей. В гостях у мастеров - сценарии семейных развлечений. Волшебство узоров - методика преподавания городецкой росписи. Декоративное рисование и дидактические игры по мотивам народного промысла. Роспись в поделках - подарки мамам и бабушкам от городецких юных умельцев.
Птицы смотрят из ларца – чудо-роспись Городца!
Содержится в разделах:По группам:
Показаны публикации 1-10
из 340
.
Все разделы
| Городецкая роспись, узоры
Введение : Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует...
«Путешествие в Городец». Конспект ООД в старшей группе
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе на тему : «Путешествие в Городец » Цель : формировать музыкальную культуру на основе знакомства с русской народной музыкой. Задачи :...Городецкая роспись, узоры - Проект по изобразительной деятельности в ДОУ «Народное творчество. Городецкая роспись»
Публикация «Проект по изобразительной деятельности в ДОУ «Народное творчество....»
Проект по изобразительной деятельности в ДОУ «Народное творчество. Городецкая роспись.» Вид проекта: творчески-информационный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы. Сроки проведения проекта: 3 недели. Актуальность проекта: На территории России существует...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Основной вид деятельности: изобразительная (декоративный рисунок по мотивам народной росписи) Продукт деятельности (результат):детская работа в стиле народной росписи Форма: творческая мастерская Длительность: 25 минут Задачи: 1.Образовательная: Познакомить детей с названием...
В дошкольном возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному...
«По мотивам городецкой росписи" Конспект НОД по рисованию в старшей группе Программное содержание: Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно, передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать...
Городецкая роспись, узоры - Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы «Городецкая роспись деревянной доски»
Цель: - Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. - Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета. - Воспитывать интерес к изделиям городецких...
Авеличева Елена
Тема: «Городецкая роспись»
Вид деятельности: изобразительная (декоративное рисование)
Продолжительность – 25 минут.
Цель: познакомить детей с городецкой росписью.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городец, спецификой создания декоративных цветов – бутон;
учить рисовать бутон;
учить использовать для украшения цветов оживки, используя белый цвет.
Развивающие:
развивать умение рисовать кончиком кисти;
развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;
развивать мелкую моторику рук;
развивать воображение, творчество.
Воспитательные:
воспитывать любовь к народному творчеству.
Предварительная работа: рассматривание посуды: ковши, тарелочки, разделочные доски; шкатулки; чтение стихотворений о городецкой росписи; дидактическая игра «Народные промыслы».
Оборудование: мультимедийная установка, тонированные круги жёлтого цвета, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход деятельности:
«Веселый Городец»
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо - птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в древнейший город Городец. Дома в нём похожи на сказочные терема, украшенные росписью и резьбой. (слайд № 2,3) Росписью украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель и многие другие предметы. (слайд №4,5,6,7,8,9) Мастера художники использовали красные, синие, жёлтые, зелёные и другие цвета и их оттенки: голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый. (слайд № 10)
Рассмотреть с детьми образцы элементов городецкой росписи: розан, купавку, бутон, ромашку. (слайд № 11,12)
Показ последовательности рисования бутона (слайд № 13)
Нарисовать голубой круг,
После высыхания вверху круга рисуется синяя горошина, а снизу –синяя окантовка.
Добавляется оживка (прорисовка) белым цветом. (слайд №14)
Листья рисуются по два, три или пять штук. Если рисуется три листика, то средний будет намного больше остальных. Если изображают только два листа, то они одинакового размера. (слайд № 15)
Сегодня мы с вами будем городецкими мастерами - художниками и распишем тарелочку.
Итог: поблагодарить детей за старание.
Выставка детских работ.
Литература:
Д. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет»
Стихотворение http://www.pandia.ru/text/77/325/38217-3.php
Публикации по теме:
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах.
Конспект НДО по художественному развитию «Городецкая роспись» Цель: продолжить знакомство детей с городецкой росписью Задачи: ХЭР. Знакомство с цветовым решением рисунка городецкой росписи, с цветковыми.
«Купавка». Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Цель: - Знакомство с особенностями городецкой росписи Задачи: - учить рисовать городецкие купавки голубого и розового цвета, чередуя их.
Программное содержание: Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи. Развивать.
Возникла городецкая роспись в начале 19 века в Нижегородской губернии в городе Городец. Вначале месные мастера украшали резные прялки. Они.
Гребенкина Ирина Николаевна
Знакомимся с Городецкой росписью
Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа "Детство" рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Но для того, чтобы знакомить детей с разными видами русского прикладного искусства, воспитатель должен иметь представления об истории возникновения, особенностях росписи , иметь подборку практического материала – стихи, игры, альбомы с образцами изделий.
Я представляю практический материал по ознакомлению детей с Городецкой росписью .
История и особенности Городецкой росписи .
Городец - город в нижегородском Заволжье , на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей . Городец - родина самых разнообразных промыслов. Городецкая роспись как таковая возникает примерно в середине ХIХ века, когда происходит переход от инкрустирования донец (широкая часть прялки, служившая сиденьем) к их росписи . Тогда же и возникла традиция подписывать на работах пословицы и поговорки (что характерно и для лубка) или указывать их авторство.
Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба, изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью , резными пряничными досками.
Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом ; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Особенности городецкой росписи - чистые , яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись ".
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Материалы : Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка : один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи :
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов : круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.
МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ .
Наиболее распространенными мотивами являются :
цветы - розы, купавки с симметричными листьями :
животные - конь, птица.
«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа» , могут быть изображены кони или птицы.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи .
КОМПОЗИЦИЯ
Существует три вида композиции в Городецкой росписи :
цветочная роспись ;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» ;
сюжетная роспись .
Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.
Цветочная роспись
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента :
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда» - это разновидность «букета» , когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках) . Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок , хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
«Ромб» - один из вариантов «гирлянды» , когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.
«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются : цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий , например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
«Венок» - напоминает «цветочную полосу» , но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» .
Так же как и в цветочной росписи , в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок, симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива : «петух» и «курочка» .
Примечание : Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
Сюжетная роспись
Выполняется на крупных изделиях : панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант : изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер : сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка) . В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Экстерьер : дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.
Частушки о Городце
Ох, Россия, ты, Россия.
Славы не убавилось,
Городцом , ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет
Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце .
Городецкие узоры ,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это все для красоты!
Листья, горлицы и кони,
Петухи, скворцы, цветы…
Городецкие узоры
Небывалой красоты.
Где ковши, кони-качалки
Очень радостных тонов –
Это все труды прекрасных
Городецких мастеров .
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца –
Это все из Городца !
Городецкие кони ,
Молодецкие кони.
ножку повернули.
Гордо шею изогнули,
Городецкие цветы
Чудо как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
А я тоже молодец
Тоже еду в Городец .
А когда вернусь назад -
Разрисую детский сад!
Городец , да, Городец ,
Кто оттуда - молодец!
Приглашаем в детский сад
Рисовать учить ребят.
Художественное слово о Городце .
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца !
Л. Куликова.
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь ,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые?”
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
И. В. Кадухина
«Веселый Городец »
Есть на Волге город древний ,
По названью – Городец .
Славится по всей России
Своей росписью , творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо - птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы в высь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом , ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Дидактическая игра «Городецкие узоры »
Цель : Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры , узнавать элементы росписи , запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др., набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)
Игровое правило. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
Источники : http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=22220 http://festival.1september.ru/articles/
[email protected] 410122/
http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm
Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1986.
Уткин П. И., Королева Н. С. "Народные художественные промыслы"
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
v История промысла
Особенности формы
v Образы и сюжеты
v Орнамент
v Этапы изготовления
v
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
(выступление на семинаре-практикуме педагогов д/с)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
- История промысла
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица). Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью.
Изначально прялки делали с использованием элементов инкрустации, т.е. сочетания двух пород деревьев, отличных по цвету. В основной доске делали резьбу, куда вставляли различные фигурки из мореного дуба. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец, нанося сказочные, красивые цветы. Постепенно они вытеснили трудоемкую работу с резьбой и стали основой для развития отдельного промысла - городецкая роспись.
В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота.
Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.
С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи : чаепития , гулянья , сценки из жизни , персонажи сказок , сцены войны .
1890-е гг. - расцвет городецкого промысла. Он просуществовал около 50 лет и к н. 20 века пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось.
Возрождение городецкой росписи началось с 1935 года . Постепенно были открыты общественные мастерские, организовано профессионально обучение художников, расширен ассортимент расписных изделий.
В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец » , а с 1960 года она была преобразована в фабрику «Городецкая роспись ».
- Особенности формы
Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта. Сейчас художники расписывают более 50 наименований изделий: вазы, шкатулки, подставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, погремушки, яйца, конфетницы, игрушки, хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, полочки, кухонные шкафчики, детскую мебель и прочие предметы обихода).
Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и функциональные, активно использующиеся.
С 1995 г. возрождена технология старинной иконописи 14-15вв. (иконы пишутся на липовой доске, иконы на камне).
Городецкие мотивы можно встретить в оформлении книг. Популярно выполнение городецкой росписи на стенах, колоннах, бордюрах.
- Образы и сюжеты
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью . В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены.
Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.
Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства, пышный парад костюмов. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки - вот набор образов , создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля.
Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных . Особенно часто изображение разных вариантов птиц: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Самое же примечательное в Городце – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи :
- цветочная роспись . В ней могут использоваться такие типы орнамента как: «Букет», «Гирлянда, «Ромб», «Цветочная полоса», «Венок»;
- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» - может быть симметричной и ассиметричной;
- сюжетная роспись. Может встречается роспись в 2-3 яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть представлена в виде цветочной полосы.
- Орнамент
В росписи значительное место занимает орнамент.
В городецкой росписи Орнамент образуют различные элементы – геометрические, растительные, животные.
Говоря о растительных элементах городецкой росписи, нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок и являются в городецкой росписи символом здоровья и процветания. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.
Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
Основными геометрическими элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.
- Этапы изготовления
Городецкая роспись, в отличие от жостовской, не требует предварительной обработки поверхности и совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета.
Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа.
Первый - подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Выполняется широкой плоской кистью.
Второй этап - теневка (или оттенок ), т.е. нанесение скобки.
Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным цветом того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность.
- Ознакомление дошкольников с росписью
Знакомство с городецкой росписи начинают со старш. дошк. возраста.
Основные задачи, решаемые при обучении детей декор. рисованию:
Педагогические средства , рекомендованные для решения этих задач представлены на слайде.
- Первое знакомство направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором . Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании обращается внимание, во-первых , на особенности городецкой росписи, во-вторых , на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих , необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи.
На этом же занятии проходит , дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки .
- Далее знакомим детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма . Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
- Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками и кустиками, с городецкой купавкой, с городецким фазаном (петух), городецкой лошадкой.
В работе можно использовать различные рабочие тетради (одна из которые есть у нас в детском саду), раскраски, шаблоны.
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных, творческих и интеллектуальных способностей.
для воспитателей)
Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях городецких узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.
Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной городецкой росписи, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
- Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
- Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.
- Сформировать навыки технического исполнения городецкой росписи.
- Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Дидактические игры.
- Специально организованное обучение в форме занятий.
- Работа с родителями.
Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.
Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.
Работу по обучению детей рисованию городецким узором необходимо проводить в следующей последовательност и:
- Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью.
- Сформировать у детей навыки рисования городецких узоров.
Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.
- Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание:
Во-первых, на особенности городецкой росписи,
Во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий;
В-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.
Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов городецкой росписи.
На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи , дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.
Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.
- На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.
- Далее проводится НОД согласно перспективному плану :
Знакомство с Городецкой росписью.
- Городецкий розан.
- Городецкие листики и кустики.
- Городецкие купавки.
- Городецкий узор - доска.
- Городецкий фазан (петух)
- Городецкая лошадка.
Целью данных занятий является обучение технике рисования городецкой росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.
При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.
Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться Городецкой росписью, ее узорами и красотой.
Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки . Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.
На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.
Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.
Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.
Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок.
Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.
Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры , развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.
- Парные картинки .
Задачи: продолжить знакомить детей с городецкой росписью; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
- Декоративное домино.
Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы городецкой росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
- Собери целое.
Задачи: закреплять знания детей о городецком промысле; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
- Найди пару.
Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них городецкую; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.
В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении городецкой росписи.
На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.
На следующем родительском собрании рассказать об истории городецкого промысла, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться рисовать городецкие цветы, лошадок, птиц.
Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми городецкие узоры и играя в дидактические игры.
С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.
Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями городецкой росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на городецких изделиях, иллюстрациях с изображением городецкой росписи. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.
И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки городецкой, а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.
В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Цвет:
* - знает цветовую гамму для городецкой росписи;
**-знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
***-не знает цветовую гамму городецкой росписи.
Форма:
*- рисует простые и сложные элементы городецкой росписи, узор передает точно;
** - рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
*** - рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.
Простые элементы: точка, прямая линия, круг.
Сложные элементы: капля, дуга, волнистая линия.
Умение работать кончиком кисти:
*- хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
** - умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
*** - не умеет работать кончиком кисти.
Композиция:
* - ребенок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы городецкой росписи;
** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
***-скученное изображение.
Характер линии:
* - плавная без отрыва;
** - прерывистая;
*** - не получается.
Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора:
*- плоскостной силуэт, кисть, тычок;
** - плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;
*** - простой лист, тычок.
Уровень самостоятельности выполнения работы:
*- самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
** - необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
*** - не может выполнить работу.
Творчество:
* - самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
** - составляет композицию, но для этого ребенку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;
*** - рисует только то, что видит, нет творческой активности.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
Занятия, проведенные о городецком промысле, дидактические игры по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.
Надежда Ковальчук
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта!
Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров»
Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше - самостоятельно.
Назначение: освоить поэтапное рисование городецких цветов для составления композиции городецкой росписи по украшению посуды или составлению букета.
Цель: учить детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.
Задачи:
Закрепить три основных этапа в рисовании 5-ти видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;
Развивать чувство композиции и цвета;
Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.
Материалы: кисточки тонкие и толстые, краски гуашь - красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги размером А3.
Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.
Городецкая роспись символична. Цветы в ней - символ здоровья и процветания в делах.
Цветы городецкой росписи:
Бутон
Ромашка
Розан
Купавка
Роза
Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.
Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа.
I этап росписи - Подмалевок - Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.
II этап росписи - Теневка - наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.
III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.
Розан. Поэтапное рисование.
1. Простым карандашом на листе бумаги рисуем круги.
2. С помощью толстой кисти прорисовываем и закрашиваем круг оранжевого цвета.
3. В середине оранжевого круга изображаем маленький красный круг.
4. Сверху и снизу большого круга рисуем по лепестку.
5. Продолжаем рисовать округлые лепестки по краю круга.
6. Делаем оживку. Кончик кисти осторожно обмакиваем в белую гуашь и украшаем розан точками. Первым делом ставим белую точку в центре круга, а потом по кругу.
Городецкая роза. Поэтапное рисование.
1. Рисуем простым карандашом середину (бутон) и лепестки.
2. Закрашиваем середину и лепестки розы красным цветом.
3. Черной краской добавляем сверху круг, дугу,тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.
4-5. Оживка розы:точки, лепестки.
Купавка. Образец поэтапного рисования.
3. Верху большого розового круга маленький красный кружок, далее прорисовываем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.
4. Рисуем красные округлые лепестки к верху с уменьшением.
5. Оживка купавки:точка в центре маленького кружка, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.
Ромашка. Образец поэтапного рисования.
1. Рисуем круги простым карандашом.
2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.
3. В центре розового круга - небольшой красный кружок.
4. Рисуем вверху и внизу симметрично по одному лепестку (способ примакивания.
5. Добавляем лепестки.
6. Оживка белой краской:точка в центре ромашки, точки по кругу, белые лепестки между красными.
Бутон. Образец поэтапного рисования
1. Рисуем небольшой круг голубой краской.
2. Вверху добавляем синий маленький кружок.
3. Тонкой кистью рисуем синюю дугу в форме месяца.
4. Рисуем белые дуги - внизу и вверху.
5. Рисуем в середине бутона синюю дугу.
6. Варианты бутона сеточкой.
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Новый год не за горами и все мы задумываемся о том, какие презентики для своих родных могут сделать наши дошколята. Вашему вниманию я хочу.
Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» Мастер-класс для родителей старших дошкольников Тема: «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» Цель: познакомить родителей.
Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр».
Сейчас все больше появляется разнообразия в творчестве. Вот и решила попробовать с детьми раскрасить камни. Камни – это натуральный природный.