Многие взрослые хотят быстро покреститься и на этом закончить «тягомотину», связанную с подготовительной суетой. На самом деле это большое заблуждение. Взрослый человек должен подготовиться к Крещению, и от этого зависит качество его дальнейшей духовной жизни.
Предварительная беседа
Подготовка предваряется беседой со священником, который в личной беседе поясняет, что необходимо для духовной и практической подготовки к таинству.
Многие, кто желает быстро покреститься, крестятся – и в их жизни ничего не меняется: ни они сами, ни обстоятельства… Крещение, конечно же, имеет смысл, но не для формальности, а при таком подходе, кроме формальности, в конечном итоге никакого результата и не будет.
Божественная Благодать
При Крещении человеку дается особая Божественная Благодать, которую нужно сохранить и возрастить. Это благодать, она стирает мгновенно все грехи, но сам человек измениться в мгновение ока не может, поэтому требуются, помимо всего прочего, усилия со стороны Новопросвещенного.
Именно для того, чтобы у человека появилось правильное понимание происходящего и адекватное отношение к нему. прежде Крещения взрослого человека проводится совместное взаимодействие священника и оглашенного.
Итак, что же нужно взрослому человеку чтобы креститься?
- Иметь твердую веру в Бога и понимание простых христианских истин и Духовных законов.
- Иметь понимание и покаяние во грехах.
- Знать «Символ Веры» и молитву «Отче наш».
Что дальше? Духовная подготовка
- Необходимо сходить несколько раз на утренние Богослужения (Литургии), очень полезно, потому как, например, в день Крещения, скорее всего, Вам священник скажет о необходимости прежде побывать на богослужении.
- Подготовить на листке все свои согрешения и засвидетельствовать покаяние перед священником.
- Купить молитвослов и попросить священника пояснить, как им пользоваться, рассказать о нюансах и смысле молитвы в принципе.
- Купить Закон Божий и начинать изучать основные принципы православной веры, часть нашего сайта построена по принципу «введение в православную веру».
При грамотном и серьезном подходе любой священник же будет Вас долго «мучить», как Вам может показаться, формальностями, но на самом деле, это все нужно, просто может показаться сложным, а в действительности все просто.
В день Крещения Вам нужно прийти на утреннее Богослужение, и сразу после него священник совершит Таинство Крещения и Миропомазания, после чего причастит.
После совершения таинства важно понимать необходимость жизни с Богом. Надеюсь, священник пояснит Вам все нюансы духовной жизни.
Если Вы недавно крещены или хотите воцерковиться, но некуда обратиться, приходите ко мне, я постараюсь Вам дать подсказки по тем вопросам, которые нужно знать на пороге к Храма и при первых шагах к Богу. Соответственно, и тем, кого мы крестим, предлагаем консультативную помощь в воцерковлении.
Для Крещения взрослых необходимо:
- Заранее позвонить в храм или спросить у священника, там, где собираетесь крестить ребенка, и узнать о требованиях и правилах, действующих в конкретном храме.
- Решить для себя, Вы хотите Крещение индивидуальное или общее, и задать соответствующие вопросы священнику.
- Пройти огласительные беседы в храме, где планируется совершить таинство, после чего Вам должны выдать соответствующую справку, причем важно, в идеале, чтобы Вас курировал священник, который проводил оглашение.
- Подготовиться должным образом к Таинству.
- Внешний вид в соответствии с требованиями делового этикета (строго).
- Полотенце (большое, мягкое и теплое).
- Сланцы.
- Новый носовой платок.
- Паспорт.
- Свидетельство о Крещении (приобретается в Лавке), для всех по желанию.
- Оплатить пожертвования.
- 5 Свечей (желательно восковых, по цене разница копейки, но в духовном смысле всегда приносилась в жертву свеча восковая, не парафиновая или еще какая-то, кроме того, она не тает так быстро в руках).
- Новую белую рубашку.
- Крестик с веревочкой или цепочкой.
- Необходимо также наличие крестиков у всех присутствующих на таинстве, и вообще каждый христианин крест нательный носит, не снимая!
- Прибыть на Крещение за 15 минут до назначенного времени и зайти в Храм
- При желании фото- и видеосъемки заранее согласовать со священником (в нашем храме на индивидуальном Крещении благословляется!)
Если есть желание и возможность можно благодарить совершающего таинства священника - это и является его трудом, и живет он на Ваши пожертвования, часто таким образом, через Вас, Господь благодарит священника за его труд, поскольку просто так, из ниоткуда, ему никто не поможет, только через Вас, дорогие друзья! Поблагодарить лучше лично, потому как если положите благодарность в церковный ящик, средства пойдут исключительно на содержание Храма. А священник тоже очень нуждается в Вашей помощи.
Что нужно, если вы решили принять таинство Крещения или покрестить ребенка?
П
режде, чем планировать дату таинства Крещения, во избежании отказа в совершении этого Таинства, пожалуйста, обратите внимание на нижеследующее :I. Беседы
Согласно указу (нажмите ссылку) патриарха Московского и всея Руси, крещаемым (с 7 лет), а также, крестным и родителям ребенка нужно пройти бесплатные беседы (не менее двух) .
Если кто-либо не желает готовиться ко Крещению, если хотят "просто покрестить ребенка (или креститься), как раньше", то следует задуматься... зачем? Крещение только тогда имеет смысл, когда человек коренным образом меняет свою жизнь, когда ребенка приобщают к церковной жизни. Замечено, что люди крещеные, но не просвещенные, впадают в еще большие грехи, чем даже некрещеные, и "бывает для человека того последнее хуже первого." (Евангелие от Луки глава 11, стихи 24-26).
В нашем храме беседы проводятся регулярно , согласно графику
Понедельник, среда, пятница, воскресение - 1 беседа - 13.00, 2 беседа - 16.30
Вторник, четверг, суббота - 1 беседа - 16.30, 2 беседа - 13.00
- Внимание! Если Крещение планируется совершить в нашем храме, а беседы пройдены в другом храме, то одного из родителей ребенка, (как правило, они живут недалеко от нашего храма), все равно просим прийти в наш храм на любую из удобных им бесед для проверки уровня их знаний. То же самое относится к тем, кто уже проходил беседы в нашем храме, но было это очень давно (более полгода). О требованиях к уровню подготовки в нашем храме можно узнать ниже.
II. В нашем храме в конце 1-й беседы выдается домашнее задание (которое обязательно проверяется на 2-й беседе):
- Понимание каждого слова из молитвы "Символ Веры" (православного никео-цареградского) и чтение самого текста без ошибок.
- Общее представление об учении Иисуса Христа. Для этого нужно прочитать Евангелие от Матфея (православное в синодальном переводе), а также, письменно составить не менее пяти вопросов по "темным" местам из Евангелия.
- Пройти Исповедь , (то есть покаяться в своих грехах), у священника в любом храме Русской Православной Церкви. В нашем храме, Исповедь можно пройти ежеднев но вечером после 18.30 , а, также, утром, после Божественной Литургии (кроме периода летних отпусков и периода Великого поста, когда вечером Исповедь может отменяться).
- В случае невыполнения домашнего задания, придется приходить к нам снова и снова, до тех пор, пока человек честно не подготовится к участию в таинстве Крещения, (в том числе в качестве крестных или родителей ребенка).
III. Крещение
- Дата Крещения обговаривается во время последней беседы.
- У нас Крещение совершается на добровольное пожертвование (в том числе, совершенно бесплатно).
- Обычно в нашем храме крестят одновременно по два человека . Но могут окрестить и индивидуально , если об этом заранее предупредить , при записи на Крещение.
- Над женщинами НЕ положено совершать Крещение во время месячных или в течение 40 дней после рождения ребенка, кроме особых случаев. То же самое правило действует в отношении крестной или родительницы, то есть в период нечистоты, им нельзя принимать участие в Крещении ребенка.
IV. Памятка для Крещения (что нужно взять с собой):
1. Свидетельство о рождении ребенка (паспорт) или их ксерокопию. Отдается перед началом Крещения в храм за окошко свечного ящика. В конце Крещения документы можно забрать обратно вместе с новым документом - свидетельством о Крещении.
Документы требуются, чтобы сделать запись в храмовую книгу с подтверждением личности: кто, когда и кем был крещен. Эта книга хранится и, при необходимости, всегда можно подтвердить, что человек действительно крещен.
2. К рестик с тесемкой или цепочкой. (Такой крестик всегда можно приобрести в иконной лавке при любом храме).
3. Крещальный комплект: рубашка/сорочка/майка, - главное, чтобы одежда была чистой и светлой. (Одевается священником на крещаемого после погружения, и в дальнейшем как святыню ее уже выбрасывать нельзя ).
4. Полотенце , чтобы слегка обтереться после погружения.
5. Выбрать имя святого покровителя и записать дату его памяти. (
*6. Д ля погружения : мужчинам - плавки, женщинам - купальник, младенцам - ничего не нужно. Также, для погружения можно надеть сорочку (но не крещальную). (В Часовне имеется ширма для переодевания). В дальнейшем, все это как святыню выбрасывать нельзя.
*7. Тапочки (желательно шлепанцы), чтобы стоять во время Крещения.
5. В каких случаях НЕЛЬЗЯ стать крестными (рассматриваются наиболее распространенные случаи):
- Заочно , потому что крестным необходимо лично участвовать в таинстве Крещения. Точно также, как и нельзя участвовать в таинствах Причащения или Венчания заочно.
- Б л ижайшим родственникам крещаемых: отцу или матери.
- Супружеским парам у одно и того же крещаемого , а также, потенциальным супругам, потому что став кумовьями, по устоявшейся традиции, они не имеют право создавать семью друг с другом, поскольку духовные связи несовместимы с супружескими.
- По той же причине, супругу , в том числе потенциальному, самой крещаемой . (То же самое правило действует и в отношение крещаемого ).
- Подросткам до 14 лет (в некоторых случаях и того старше).
- Душевнобольным.
- Не крещеным в Русской Православной Церкви или в Поместных Православных Церквях.
- П равославным крещеным, но не признающим Русскую Православную Церковь во главе с нашим патриархом (вольнодумцы, раскольники, сектанты и другие).
- Православным крещеным, признающим нашу Русскую Православную Церковь, но ведущие нехристианский образ жизни . Особенно живущие в таких тяжких грехах, как аборты, нерасписанный брак, супружеские измены и прочие виды блуда , наркомания, игромания, пьянство, обращение к магии, богохульство, убийство, попытки суицида, подстрекательство к вышеперечисленным грехам, отрицание любых положений о христианской веры из молитвы "Символ веры", а также, живущим в других тяжких грехах . (Но в них можно покаяться у православного священика на Исповеди и никогда больше их не совершать . В таких случаях крестными становиться можно).
Отредактировал священник Сергий Аюпов.
Крещение взрослого – продуманный и осознанный им шаг. По церковным канонам возраст человека не является каким-либо ограничением для принятия христианства. Предлагаем подробнее узнать, как в православии проходит обряд крещения взрослого и что ему предшествует.
Подготовка к таинству
Взрослый человек, выбравший православие осознанно, обязан постичь основные догматы веры. Сюда входит овладение понятиями о главных заповедях Господа и Святой Троице, знакомство с Библией, изучение молитв. Конечно же, базовым требованием является желание человека вести жизнь благочестивую, придерживаться религиозных канонов. Многие храмы проводят для всех желающих принять крещение огласительные толкования, во время которых священнослужители рассказывают об основах Христианства и Православия, отвечают на основные вопросы.
В идеале крещению взрослого должен предшествовать ряд событий, включающих:
- посещение церковных молебнов;
- беседы с наставником на духовные темы;
- богоугодные поступки;
- нравственный образ жизни;
- обучение в воскресной школе;
- изучение Святого Писания и Жития святых.
Непосредственно перед обрядом необходимо исповедаться и в течение минимум трех дней придерживаться поста.
Крещение взрослого человека правила и некоторые обычаи
Прийти к Богу можно в любом возрасте, от рождения до самой смерти. Если вспомнить историю религии, то сын Божий принял крещение далеко не в юном возрасте, к тому времени ему было тридцать лет. Таинство подразумевает избавление от первородного греха, совершенного прародителями человечества Адамом и Евою. Сам человек тоже должен раскаяться в неблаговидных поступках и очиститься, поведав о них священнику.
Считается, что после свершения таинства крещения душа рождается к новой жизни. Человеку прощаются прошлые грехи, свершенные им до того, как он обратился к Господу. Правила крещения взрослых несколько отличаются от проведения аналогичного обряда над детьми, но разница состоит в подготовке к таинству, а не в порядке его проведения. Для взрослого человека принятие православной веры должно быть осознанным шагом, а не стремлением получить какие-либо преференции. Знайте, что таинство возможно лишь раз в жизни.
В каждой церкви существуют дни, в которые проводится обряд крещения взрослых. Однако самой популярной была и остается дата 19 января. Как известно, именно в этот день Иисус принял крещение в водах реки Иордан. Многие храмы проводят таинство в этот день, но нужно учитывать наплыв желающих. Некоторые хотели бы совместить проведение обряда с традиционным купанием в проруби на Крещение. Но будьте осторожны, необходимо заранее подготавливать организм к таким шоковым процедурам: закаляться, вести здоровый образ жизни. Поэтому адекватно оценивайте собственные силы.
Непосредственно перед крещением
Выбор храма – важная часть подготовки к мероприятию. Необходимо подыскать подходящую церковь, ознакомиться с расписанием дней проведения крещения взрослых. Надо заметить, что купели, в которые человек во время крещения погружается полностью, есть далеко не в каждом храме. Большинство обходится при проведении обряда чашей со святой водой, что сути таинства никак не изменяет. Но если вы желаете креститься, не отступая от традиции, заранее уточните, есть ли при выбранной церкви отдельное помещение с купелью.
Подробности о том, как подготовиться к крещению взрослому человеку, лучше узнать не из интернета, а непосредственно у священнослужителей. В очищении нуждается не только душа крещаемого, но и его тело. Поэтому в день таинства особое внимание нужно уделить гигиеническим процедурам. Приобрести все необходимое лучше заранее, чтобы не отвлекаться от обряда на бытовые мелочи.
Что нужно для крещения взрослого
Для проведения церковного обряда взрослому необходимо предъявить паспорт и свидетельство о прохождении огласительных бесед. Свершение таинства предполагает проведение над человеком соответствующих обрядовых действий. Для этого необходима подходящая одежда, открывающая некоторые части тела, а также церковная атрибутика. Перед крещением необходимо подготовить:
- крестильную рубашку или сорочку (для женщины);
- простыню;
- сменную обувь (лучше непромокаемую);
- свечи для всех гостей, присутствующих при обряде;
- нательный крест с тесьмой или цепочкой.
Чтобы не замерзнуть, выйдя из купели, нужно захватить с собой большое полотенце.
Крест символ веры
Любой христианин носит крестик нательный постоянно. Смысл символа раскрывают слова апостола Павла «Я сораспялся Христу». Крест обозначает принадлежность человека к православной Церкви. Считается, что символ веры оберегает от зла, подвигает на богоугодные дела и жизнь праведную. Нередко приходится слышать, что крест из драгоценного металла недопустимо использовать при крещении. Однако это утверждение в корне неверно, поскольку главное не из чего сделан символ веры, а с какой целью человек носит его.
Крестик может быть выполнен из золота, серебра или дерева. Однако драгоценный металл предпочтительнее, поскольку он не окисляется и достаточно прочен. Считается, что наибольшей силой обладает как раз крестильный крест, а изделие из золота прослужит долгие годы. Основное требование к атрибуту – он должен быть освященным. Сделать это церковнослужитель может непосредственно во время проведения обряда.
Одежда для крещения
Приобрести одежду для обряда крещения взрослых можно в церковной лавке, там же продаются полотенца. Сорочка или рубашка для крещения взрослого человека должна иметь длину ниже колен. Девушки и женщины нередко используют в качестве крестильной одежды ночную рубашку. Церковью это не возбраняется, главное чтобы вещь была новой. Лучше если наряд и аксессуары будут белого цвета, ведь именно он считается символом духовной чистоты. Однако и другие пастельные оттенки не запрещены. Крестильную одежду и полотенца после проведения таинства хранят как памятную реликвию, использовать или стирать эти вещи не принято.
Молитвы, необходимые для обряда
Обряд крещения младенца или взрослого человека сопровождается чтением молитв. Поскольку крещаемый должен будет повторять их вслед за священником, текст нужно выучить наизусть. Основные молитвы, которые необходимо знать: «Символ веры», «Отче наш», «Господи, помилуй» и «Богородица Дева, радуйся».
Выбор крестных
Традиционно в крещении человека принимают участие так называемые воспреемники. Церковь не требует обязательного присутствия при обряде крестных. Однако младенцу помощник при проведении таинства необходим, поскольку малыш пока не может самостоятельно отвечать на вопросы святого отца или читать молитву. На вопрос, нужен ли крестный взрослому при крещении, ответить однозначно сложно. Человек в сознательном возрасте сам способен пройти обряд, но нет ничего плохого в том, чтобы в дальнейшей жизни у нового христианина был хороший наставник. Очевидно, что решение о том, приглашать ли на таинство крестного, человек должен принять самостоятельно.
Выбор кандидата базируется на основном требовании. Крестным может стать только православный, ведущий нравственный, с точки зрения церкви, образ жизни. Между ним и крещаемым не должно быть интимных отношений.
Пост перед крещением
Подготовка к крещению взрослого предполагает непродолжительный отказ от скоромной пищи. Можно сказать, что это первое испытание серьезности намерений будущего христианина. Держать пост перед крещением необходимо минимум три дня. В этот период запрещены мясо, рыба, яйца, молочные продукты. Прием пищи перед таинством запрещен, начиная с полуночи. Пост предполагает не только отказ от животной белковой пищи, но и очищение духовное. Готовясь к таинству, нужно отказаться от алкоголя, курения, увеселительных мероприятий, интимных отношений. Свободное время посвящается чтению религиозной литературы, молитвам, посещению храма.
Беседа с духовным отцом
Приняв решение о крещении, необходимо поговорить со священником. Основные постулаты христианства следует выучить перед беседой, чтобы батюшка понимал, что желание принять веру исходит из личной убежденности человека. Подготовка к таинству включает процедуру катехизации. Так принято называть беседы, проводимые перед крещением взрослого человека . Из них будущий православный христианин сможет узнать о вероучении и своих обязанностях перед Богом. Предварительная запись на посещение таких бесед не требуется, достаточно узнать их расписание и подойти к назначенному времени. Продолжительность мероприятия 2,5 часа. После прохождения катехизации, каждому слушателю вручают свидетельство.
Обряд крещения
Порядок проведения ритуала не зависит от возраста, последовательность остается одинаковой для взрослых и младенцев. В зависимости от наличия при храме отдельного обрядового помещения, процедура немного разнится. Как именно проходит крещение в выбранной вами церкви, можно заранее узнать у его служителей или добровольных помощников.
Порядок проведения таинства
Чтобы не испытывать неловкости во время проведения таинства, не мешает заранее узнать, как происходит крещение взрослых по православному обряду. Первым действом священнослужителя становится наречение крещаемого церковным именем, которое не всегда совпадает с мирским. Далее служитель церкви осуществляет рукоположение, символизирующее получение новым христианином благословения Господа. Считается, что с этого момента человек находится под защитой и покровительством высших сил. После благословения начинается чтение молитв. Крещаемому задают вопросы, на которые нужно отвечать внятно и четко.
За время обряда крещаемый отрекается от сил зла и приносит клятву Господу, после чего читает вместе со священником молитву «Символ веры», текст которой представляет краткое содержание основных христианских догм. Троекратное погружение в воду символизирует очищение и духовное перерождение человека. Крещение взрослого в православную веру предполагает постоянное ношение символического распятия, которое священник и надевает на шею крещаемому.
Если обряд проходил с погружением в купель, после этого всем будет предложено сменить мокрую одежду на сухую. Затем вновь читается молитва и производится миропомазание. Священник наносит елей на лоб, уста, грудь и кисти крещеного, после чего трижды обходит купель вместе с ним. Следующим шагом у новокрещеного выстригается небольшой локон волос, священник произносит молитву «Господу Богу помолимся» и подносит распятие для поцелуя.
Чем отличается крещение взрослого человека от младенцев
В православии крещение взрослого и младенца отличается мало. Последовательность действий остается неизменной, но человек сознательного возраста самостоятельно произносит текст молитвы и отвечает на вопросы священника. Для восцерковления после обряда женщины подходят к церковным вратам, осеняя себя знамением. Младенцев мужского пола проносят к алтарю через Царские врата, согласно канонам православия. Взрослых мужчин после крещения проводят через диаконские врата.
Женские особенности
В отличие от мужчин, представительницам прекрасного пола церковные каноны предписывают находиться в церкви с покрытой головой. Платок или шарф снимают вместе с одеждой непосредственно перед погружением в святую воду. В некоторых храмах купель огораживается переносной ширмой, так что батюшка видит только голову крещаемой. Однако в большинстве церквей подобное не предусмотрено.
Крещение взрослых девушек и женщин имеет некоторые нюансы. К примеру, во время месячных обряд проводить не принято, связано это скорее с соображениями гигиены, ведь объем купели невелик и вода в ней не проточная. Выбирая дату крещения, стоит учесть это обстоятельство.
Под крещением взрослого человека церковь понимает участие в обряде тех, кто уже вышел из возраста младенца. Проще говоря, в процедуре могут участвовать женщины и мужчины, девочки и мальчики разного возраста. Поэтому если вас смущает рубашка, которая после намокания будет просвечивать, под неё можно надеть раздельный купальник.
Стоимость обряда
Торговля в храме запрещена религиозными канонами. Поэтому за проведение обрядов взимать плату не принято. Однако современные реалии вносят свои коррективы, и церкви приходится устанавливать твердую таксу на проведение обрядов венчания, крещения, отпевания.
Трудно обозначить точную стоимость обряда, т.к. она может сильно отличаться в зависимости от величины и известности храма, размера вашего города, поселка. Вдобавок необходимо будет заплатить за свидетельство о крещении, церковные свечи и возможно другие церковные расходы.
Обычно человека крестят еще в детстве, вскоре после рождения, выбирая ему крестных мать и отца, которые должны будут следить за тем, как дитя чтит божьи законы и выполняет их во время своего земного пути. Но в истории нашей страны был период, когда излишняя религиозность не только не поощрялась, но и могла стать серьезной помехой во взаимоотношениях с родными и коллегами. Кто-то верил, не афишируя свои предпочтения, кто-то стойко переносил долю порицания и критики.
Поэтому большая часть родившихся в то время людей не имела возможности покреститься. Все больше и больше людей в зрелом возрасте понимают, что хотели бы повернуться к Богу и покаяться в своих грехах, оставить прошлую жизнь с тяготами позади и обновиться.
Крещение взрослого человека
Обряд крещения взрослого человека, безусловно, отличается от крещения ребенка. Прежде всего тем, что у взрослого человека это сознательный выбор, и потому требований к нему предъявляется больше, чем к ребенку.
Многие церкви проводят встречи для желающих покреститься людей, на которых рассказывается о Библии, об отношениях человека и высших сил, о требованиях, предъявляемых к рабу божьему.
Крещение — не гарантия места в Раю!
Следует понимать, что покрестившись однажды, никто не сможет гарантированно заработать себе место в раю после смерти. С крещения только начинается долгий и трудный путь на пути к единению с божественной сущностью. Принимая православие, человек принимает обязательство жить по его заветам, в числе которых есть обязательное частое посещение церкви и усердные сердечные молитвы.
В наше время требования, предъявляемые церковью к желающим покреститься, довольно мягкие, но ранее священник мог испытывать человека, проверяя на прочность его веру.
Итак, как же стоит готовиться к крещению?
Основная подготовка проходит в голове: нужно выдержать пост в течение трех дней перед таинством. В течение этого поста нельзя употреблять мясо, жирную пищу, соленую и острую, нужно отказаться от алкоголя и курения, не лишним будет и половое воздержание.
Но следует помнить, что крещение – это в первую очередь очищение души, и потому в течение этих трех дней стоит сосредоточиться на мирных и доброжелательных мыслях, не допуская злобы и гнева. Обязательным считается знание наизусть «Символа Веры» — эту молитву Вы должны будете прочитать наизусть во время крещения.
Вещи для крещения
Заранее стоит приобрести набор вещей для крещения. В такой набор обязательно входит крестильное полотенце – новое, обязательно белое, красивое и большое, чтобы можно было вытереться, поднявшись из купели с освященной водой. Еще один незаменимый предмет – крестильная рубашка, в мужском варианте это просторная рубаха, в женском возможны вариации в виде сорочки до пола.
Еще из одежды понадобятся крестильные тапочки, так как придется разуться и какое-то время находиться без носок и обуви. Еще в наборах идут крестильные свечи и нательный крест.
Где купить крестильную одежду?
Все эти предметы продаются в церковных лавках, но стоит позаботиться об их приобретении заранее. Нательный крест носится до конца жизни, его нельзя снимать, поэтому стоит выбрать такой, который будет удобным и незаметным на протяжении всего времени. К тому же выбор в лавках небогат, запас товара ограничен, поэтому Вам просто может не достаться нужной вещи.
Если же приготовить такой набор заранее, в день крещения в Ваших мыслях будет царить умиротворение, а не суета, к тому же мастерицы могут украсить рубашку вышивкой – на спине обязательно изображение православного креста. Женщинам стоит подумать и о платке, так как нахождение в церкви с непокрытой головой строго порицается, даже во время проведения таинства. Одежду, в которой Вы были на крещении, нельзя носить и лучше не стирать.
Как проходит обряд крещения
Таинство крещения начинается с того, что священник трижды дует в лицо: это символизирует момент сотворения человека, момент вдыхания новой жизни Богом в человека. После этого следует благословение и начинается чтение молитв, по окончанию которого человек должен пройти через обряд отречения от сатаны.
Символом злых и темных сил считается запад, поэтому окрещаемый поворачивается в ту сторону, а священник, проводящий обряд, начинает задавать вопросы, на которые должен быть дан сознательный ответ. Отрекшись от сатаны, нужно повернуться к востоку и исповедоваться в преданности Христу: точно так же будут заданы вопросы, на которые трижды нужно будет ответить и в конце прочитать «Символ Веры», являющуюся очень кратким изложением всего православного нравоучения.
После снова последуют вопросы от священника, и теперь приходит время окунания в воду.
Священник переодевается в светлые одежды, которые олицетворяют чистоту жизни Христа и начинает с освящения купели. Сначала зажигают свечи, после освящается елей, которым помазываются окрещаемые: все внутри человека, идущего к Богу, должны быть очищено от грехов. Затем над погруженными в купель людьми читаются специальные крещальные молитвы.
После этого, покинув воду, Вы облачаетесь в ту самую крестильную рубаху, символизирующую собой начало совершенно новой, очищенной от старых грехов, жизни.
Под чтение специальной молитвы на шею каждому вышедшему из купели надевают нательный крест. После этого они вдвоем со священником делают три круга вокруг купели – такой проход символизирует вечность. Затем наступает черед песнопений, по окончанию которых читаются послания Апостолов. Заключительным действием является символическое состригание волос.
Крестные мать и отец
Испокон веков церковь советовала брать одного крестного для мальчика и одну крестную для девочки, но чаще всего у ребенка были оба крестных родителя. Ими не могли быть кровные родители, так же монахам и монахиням запрещалось быть крестными.
Тем не менее, при отсутствии живых родственников у ребенка, крестным становился священник, проводящий обряд. Нужны ли крестные взрослому человеку? Считается, что нет, так как в этом возрасте каждый волен сам принимать решения и отвечать за свои деяния и мысли перед Богом, и ему не требуются наставники.
Но если у Вас есть крещеные близкие родственники или друзья, которые искренне желают Вам добра, то они могут присутствовать при обряде в качестве крестных и держать свечу во время погружения в купель.
Как вести себя после обряда
После крещения человек должен соблюдать 10 заповедей Закона Божьего. Таким образом он будет показывать Богу, что принял его заветы и стремится к вечной жизни, готов молиться о себе и других людях. Теперь главной становится не любовь к себе, а любовь к близким и к Богу, обещающему мир на земле. Общение с Богом – это молитвы, существующие на каждый момент жизни. Люди молятся во время болезни, жизненных неурядиц, когда им есть, за что поблагодарить Бога и в чем покаяться.
Искренность желаний
Если Вы решили покреститься, подумайте о своем желании: не является ли оно данью моде, или Вы идете на уступки родственников, желаете покреститься за компанию, для галочки? Случается, что муж или жена идут в церковь только ради другого супруга, равнодушно относясь к ценностям православия.
Если в Вашем сердце нет искреннего желания признать Бога, не стоит совершать данный обряд. Подождите, пока это появится у вас внутри. И не стоит, наоборот, давить на человека, чтобы он принял крещение – то, что делает лучше и счастливее Вашу жизнь, может внести сумятицу в мировоззрение другого. Каждый должен прийти к Богу сам и самостоятельно принять решение покреститься. Тогда все пройдет гладко, и на душе установится покой.
В.Васнецов. Крещение князя Владимира
Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.
Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.
Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.
Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:
— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.
Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.
Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.
Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:
— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.
На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.
Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:
— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.
Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).
Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.
Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.
В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.
И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.
Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.
Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:
— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.
Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.
В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение — но лишь как будто.
Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных — в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение — это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.
Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: «Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…»? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…
Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства «Христианская жизнь», главный редактор газеты «Клин Православный» и телепрограммы «Дорога к храму»:
— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».
Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!
Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).
Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?
Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?
Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.
Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.
Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.
И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.
Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.
Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).
А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.
Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.
Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.
Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.
Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.
Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.
А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.
А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?
Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).
Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.
Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.
Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.
Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!
Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!
Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!