На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» - торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие - лепили игрушки; третьи - их обжигали; четвертые - белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка - это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки )
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин )
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.
Виды дымковской игрушки
Традиционные образы дымковских игрушек - барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк - красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня - это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка - традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Технология изготовления
Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня - муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки - раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.
Роспись дымковской игрушки
Дымковская игрушка - символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены - это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый - символизирует чистоту; черный - ложь; зеленый - природу; красный - силу, здоровье; синий - небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки )
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:
- волосы;
- глаза и брови;
- рот и щеки;
- головной убор;
- орнаменты на одежде.
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - как знак плодородия; волны - как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.
Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки. По рабочей тетради проводятся занятия: "Многоцветные дымки", "Всадники", узоры "Солнышко", "Уточка с утятами", "Дымковские узоры", "Индючок", "Наряд крестьянки", "Птичка и водоноска".
Первое занятие — вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской , отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делятся своими впечатлениями. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. В конце занятия дети подбирают на листе цвета дымковской палитры.
Обращаем внимание на необычный образ наездника на козле. Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Лучше работать гуашевыми красками.
Бока крутые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
(А. Дьяков)
Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоятельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как показано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок.
Дети рисуют узор «солнышко» с помощью кисти и печатки-тычка. Последовательность выполнения узора показана на рисунке.
Утушка - любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточку с утятами узором «солнышко».
Утка-Марфутка
Бережком идет,
Уточек-Марфу точек
Купаться ведет.
(Т. Маврина)
Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Дети завершают роспись, используя кисть и печатку-тычок. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка.
Обращаем внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.
Индючок-традиционный мотив дымковской . Дети рассматривают цветную иллюстрацию или игрушку, читают четверостишье народного мастера А. Дьякова.
Дети выполняют роспись фигурки индюка кистью и печаткой-тычком, самостоятельно варьируя и сочиняя узоры.
Дети упражняются в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке-поневе, украшают узор-клетку дополнительными элементами.
В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, серьги, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету.
В росписи фигурки крестьянки дети самостоятельно варьируют узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.
Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепляем различные приемы работы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесения отпечатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка-тычок.
Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет.
Дети самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигурке барыни.
Продолжаем развивать эстетическое эмоциональное восприятие образа .
На рисунке изображены этапы лепки мастером дымковской . Главная особенность- фигурки из глины.
Для работы понадобятся:
дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или линолеумная);
стеки-деревянные или пластмассовые палочки с плоскими округленными концами разной формы (см. обложку);
баночка с водой;
тряпочка.
Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносятся цветные узоры гуашью.
Если фигурка была вылеплена из а, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растолченного мела или зубного порошка.
Фигурку коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки надо слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей .
Образ коня в народном творчестве, как и образ птицы, любим и почитаем. Эти образы связаны с древним культом солнца. Как и все дымковские фигурки, конь выглядит празднично и нарядно. Перед росписью вылепленной фигурки дети сочиняют и рисуют в тетради своего сказочного коня.
В игрушечном цирке представление. Все дымковские игрушки выглядят празднично и нарядно. Фигурки расписаны не все. Дети должны самостоятельно завершить облик игрушечных артистов и расцветить дымковскими узорами ковер на арене цирка.
Спешат принять участие в представлении и другие дымковские герои: Иван-наездник на щуке, медведь и петушок. Дети самостоятельно придумывают узоры и раскрашивают фигурки.
Это завершающие занятия. Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Орнамент можно изобразить и вокруг игрушек, усилив праздничное настроение. Желательно такое задание совместить с лепкой разных фигурок дымковских игрушек и сказочных героев, сочиненных детьми.
Из фигурок можно составить настольный театр: «Веселая карусель на ярмарке», «Царство Дымково» и т. д. Разыгрывая представление, дети могут читать загадки, прибаутки, стихотворения о дымке.
Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.
Лепим дома. Какого персонажа выбрать
Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:
- клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
- стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
- тряпки, которыми можно вытереть руки;
- деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.
Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.
Барыня начинается с «колокола»
Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.
- Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
- Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
- Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
- На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.
Как слепить оборку
Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.
В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.
Когда игрушка уже высохла…
О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.
Барыня или барышня?
Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.
Лепим лошадку
Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.
Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.
Дымковская игрушка
У нас в сообществе уже не раз публиковались посты про различные русские народные промыслы: , другой вариант лаковой миниатюры - , не так давно был опубликован рассказ о . А сегодня мы поговорим немного о знаменитой Дымковской игрушке.
Дымковская игрушка ведёт свою историю с 15 в., когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.
Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка имеет свою символику. Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила.
Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Интерес к бытовому жанру проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера. Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке.
(с) из книги П.И.Уткина и Н.С.Королевой "Народные художественные промыслы"
Пластилинография по мотивам дымковских игрушек "Барышня". Поэтапно
Мастер-класс: лепка и роспись "Дымковская барышня".
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.Описание: работу можно выполнить с детьми разного дошкольного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но я Дымкой горжусь в сотый раз.
Возле речки Вятки, Дымково-посёлок,
Окаймлён лесами уголок весёлый,
Лет ему четыреста, многое бывало.
Там любили песни, пляски,
Зарождались чудо-сказки.
Собирались вместе мужики, бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали-Свистопляс играли.
Как-то вятичи-дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками глина –
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало…
Глину щупать, глину мять –
Жирная, как сало!
Кто-то сделал индюка –
Распушённые бока
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу –
Сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы
Живут в Дымкове – селе!
Игрушки из глины лепят,
В печи обжигают,
Веселыми красками раскрашивают,
И про то много сказок сказывают.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги (1/2 альбомного листа)
-пластилин(можно старый)
-зубная паста
-гуашь
-стека, кисти
-баночка для воды, тряпочка
-лак(не обязательно)
Для малышей можно использовать шаблоны рисунков.
Или предложить нарисовать простой силуэт барышни самостоятельно.
Ход мастер-класса:
Лепку данной барышни начнём с причёски. Нижнюю часть причёски вылепим из кусочков пластилина в виде капелек, а верхнюю из колбаски, и сформируем пальчиками нужный силуэт.
Затем малыш, из расплющенного шарика вылепим голову. Наверх прилепим пластилиновые волосы малыша. Ручки сделаем из колбасок. Все детали необходимо хорошо примазывать к листу бумаги.
Вылепим руки барышни. Затем займёмся декором платья, нам нужна довольно большая колбаска, которую мы расплющим пальчиками.
Это заготовка оборки передника юбки. Теперь её нужно прилепить к изделию создавая небольшие складочки, соединить оборку с бумагой нам поможет стека.
По такому же принципу лепим вторую оборку фартука. Затем будем обезжиривать пластилин, покроем все пластилиновые детали тоненьким слоем зубной пасты.
Пока зубная паста сохнет мы разукрасим фон, можно выбрать любой светлый фон. Затем разукрасим волосы персонажей.
Красным разукрашиваем оборку фартука, оранжевым кофточку и элементы орнамента на юбочке.
Теперь работаем с зелёным цветом.Сначала штанишки мальчика, затем полоски на юбке и кружочки на фартуке. Красным разукрасим рубашку ребёнка и кокошник барышни.
Добавляем детальки элементов росписи, рисуем лица и барышня готова.
Здесь мы тоже начнём с причёски, но создавать её будем иначе. Нам нужны тонкие колбаски, их мы расплющим и скрутим спиральками, затем прилепим к основанию бумаги.
Затем головной убор, сначала нижние поля шляпы.
Из сплющенного шарика верх шляпы. И лепим заготовки для украшения платья, для оборочек.
Размещаем оборочки на вороте и рукавах платья, и на верхней части юбки.
Затем обезжириваем пластилин, разукрашиваем фон и приступаем к росписи барышни.
И ещё один самый простой вариант изготовления дымковской барышни в технике лепки и росписи по пластилину. Главная цель-это познакомить детей с техникой и процессом работы, показать все этапы работы. Рассказать о том насколько это интересно и сложно, что работа требует внимания, терпения и аккуратности, но при этом всегда положительные эмоции и радость творчества. Детям предоставляется полноя свобода в выборе формы и цвета.