Эта очень обаятельная техника оживит любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над большими лоскутными изделиями.
Особенностью здесь является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них отдельные треугольнички (как уголки) и пришивают их слоями на основу. Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.
В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.
Существует несколько способов складывания лоскута в уголки.
1. Сначала из лоскута нарезаются квадраты нужного размера. Каждый квадратик складывают по диагонали изнанкой внутрь и утюжат. Получившиеся треугольники еще раз перегибают пополам и тоже утюжат. В итоге образуется уголок в четыре сложения со швом сбоку.
2. Квадрат ткани перегибают сначала пополам изнанкой внутрь, утюжат, а затем подворачивают углы (шов в центре).
Эти два первые способа применяются в основном для тонких тканей.
3. Для толстых тканей используют прием «уголок в два сложения». Нарезают прямоугольные лоскуты и на одной из длинных сторон ткань загибают на изнаночную сторону на 1 см, утюжат. Затем отгибают углы к средней линии прямоугольного лоскутка и опять утюжат (шов в центре). Этот способ применяют и в том случае, когда ткани совсем немного.
4. Для сыпучих тканей подойдет прием «уголок в четыре сложения». Ткань (ситец) нарезают по шаблону в форме полукруга. Затем отмечают среднюю линию и подворачивают к ней ткань, утюжат. Еще раз складывают лоскуток пополам и опять утюжат (шов сбоку). Уголок получается с острым кончиком.
После того как нужное количество уголков приготовлено, их пришивают на основу. Основа должна быть плотная и заранее выкроенная по форме будущего изделия (квадрат, круг, или выкройка для одежды или игрушки).
На основе раскладывают уголки начиная с нижнего ряда. Если уголки сделаны в два сложения, то их кладут швом в одну сторону, и каждый следующий уголок краем немного входит в предыдущий. Если у уголка шов в центре, то его укладывают швом вниз (изнанка изделия), и уголки только касаются друг друга.
Пришивание уголков
Приколов первый ряд булавками, его прострачивают, отступив на 1 см от края. Так как получается довольно толстый слой ткани, строчить нужно более толстой иголкой и ниткой (можно использовать лапку для вшивания молнии). Неплохо для прочности прошить край еще и зигзагом. Далее сверху накладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к первому ряду, при этом стараясь полностью закрыть строчку пришитого ряда. Каждый ряд тщательно утюжат.
Можно строчить и по шаблону, по изнаночной стороне, а потом вывернуть на лицевую, но тогда трудно сделать четкий угол– кончик. Уголки могут разлезаться и сыпаться. Легче всего пришивать уголки по прямым линиям.
Узоры из уголков варьируются и по форме, и по цвету. Можно, например, небольшие оранжевые уголки накладывать на центр крупных красных или мелкие уголки чередовать с крупными через раз или два. Здесь может быть великое множество вариантов – как вам подсказывает фантазия.
Очень интересно и по-домашнему выглядит лоскутное одеяло или панно, края которого украшены разноцветными уголками в качестве фестонов.
Половичок «Солнышко»
Довольно популярно шитье круглых изделий (ковриков и салфеток) в симпатичной технике «Уголки». Оно носит название «Солнышко».
На плотной круглой основе прочерчивают циркулем несколько окружностей, по которым пристрачивают уголки. (Удобнее работать с уголками, образованными в два сложения.) Первым делают самый нижний ряд, затем последовательно другие, двигаясь от краев к центру. В середину круга (а она остается незаполненной) на руках пришивают потайным швом круг из плотной ткани или кожи.
Можно уголки выкладывать от центра к краям – тогда, в отличие от первого варианта, край изделия будет круглым, а не зубчатым. В центре пришивают цветной круг из ткани или кожи и накладывают на него первый ряд уголков вершиной к центру. Основание первого ряда совмещают со срезом центрального круга и пристрачивают все одним швом. Утюжат.
Когда уложен последний ряд уголков, изделие снова утюжат, подрезают выступающие углы и окантовывают каймой вместе с подкладкой. (Кайма кроится по косой.)
Более сложный вариант, когда к последнему ряду уголков, повернутых внутрь изделия, пришивают уголки, торчащие «солнышком» наружу. В этом случае образовавшиеся швы прячут под декоративной тесьмой или полоской плотной ткани, нашиваемой поверх изделия. А круглую подкладку подшивают по шву потаиным швом к нижним уголкам.
Интересные и красивые композиции получаются и в форме квадрата - смотрите на рисунке слева, когда уголки пришивают от края к центру. Здесь очень важен правильный подбор ярких, контрастных тканей. Принцип шитья тот же, что и при изготовлении половика «Солнышко».
Работать с «уголками» весело и интересно. Стоит лишь пофантазировать - и из рук мастерицы выпорхнет диковинная птица в ярких оперениях или выбежит колючий ежик, а то и выплывут рыбки с необыкновенной чешуей (кстати, технику «уголки» еще называют «чешуйчатой»).
Кроме удивительных птиц, зверушек и рыб, из «уголков» можно выложить всевозможные цветные орнаменты в форме круга, квадрата, звезд и выполнить из них декоративные подушки, салфетки, коврики, панно или картины-и все эти изделия получаются объемными благодаря остроумным приемам работы с уголками из ткани.
Особенность этой техники состоит в том, что лоскутки не сшивают между собой, а, сделав из каждого отдельный уголок, настрачивают их рядами на основу. Поскольку уголки пришивают только за основание и вершины остаются свободными, они слегка отходят от основы и полотно получается рельефным и объемным.
Использовать для уголков можно любой материал, но особенно легко работать с хлопчатобумажной тканью (ситец, сатин), так как она хорошо утюжится. Наиболее четко проявляется форма уголка в однотонных тканях или с мелким рисунком.
Рукодельницы придумали несколько способов складывания лоскутика в форме уголка и применяют тот или другой в зависимости от количества и качества ткани, но в любом случае желательно в одном изделии использовать ткань одинаковой толщины.
|
|
|
Как пришивают уголки . Сначала готовят основу из плотной ткани, которая должна повторять форму изделия (квадратная, круглая, выкройка игрушки). На ней укладывают готовые уголки, прикалывая их булавками (не сметывают нитками). Уголки при этом могут только касаться один другого, заходить друг за друга или входить один в другой. Уложив один ряд уголков, их пристрачивают, отступив от основания на 1 см (удобно использовать лапку для пришива «молнии»). Для прочности по той же строчке иногда строчат еще раз «зигзагом». Далее укладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к предыдущим или один под другим, стараясь под ними спрятать строчку пришитого ряда. Каждый пристроченный ряд хорошо приутюживают.
Одна из популярных форм изделий из уголков - круглая (подушки, панно, круглые половички - «солнышки»). Для основы таких изделий вырезают круг, на котором предварительно размечают несколько окружностей и по ним последовательно настрачивают ряды уголков, продвигаясь от края к центру. В этом случае особенно удобно работать с уголками, сложенными способом 1, вложив их друг в друга.
Середину круга оставляют незаполненной и, настрочив последний ряд уголков, накрывают их срезы кружком из ткани, подходящей по цвету, и, подогнув его края, пришивают потайными стежками.
Если ткань кружка сделать из дерматина или кожи, то небольшое изделие (диаметром 15-20 см) можно использовать как подставку под заварочный чайник.
Уголки можно пришивать и по-другому: от центра круга. Тогда на середину помещают кружок и первый ряд уголков, укладывают вершинами к центру, основания совмещают со срезом кружка, пристрачивают и утюжат. Закончив последний ряд, срезы изделия выравнивают и окантовывают одновременно с подкладкой.
М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»
Лоскутное шитье (лоскутная техника, пэчворк, от англ. слова patchwork) - это старинный вид рукоделия, при котором сшиваются лоскутки разных геометрических фигур по определённом рисунку образуя при этом готовое изделие. Старинная техника сшивания лоскутков ткани, она довольно простая в исполнении, но очень эффектная, которая давно перестала быть утилитарной, а превратилась в вид художественного мастерства. С помощью лоскутков создают картины, панно, шьют сумки и игрушки. В современном мире существует много поклонников лоскутного шитья. Главным в этой техники является фантазия и умение рукодельницы.
Раньше никогда не увлекалась лоскутной техникой, но решила начать изучать старинные способы сшивания лоскутков.
Техника "Уголки"
Эта очень необычная техника «оживит» и придаст объём любому вашему изделию. С помощью неё можно создавать различные объемные панно, прихватки, подставки, коврики, подушки, игрушки, украшать ею одежду и окантовывать одеяла. Как и многие другие техники которые будем и дальше с вами рассматривать, эта техника дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута.
Особенности техники "Уголки".
Отличительной чертой этой техники является то, что лоскутки не сшивают между собой в единую плоскость, а настрачиваются на основу. Из квадратов ткани складываются треугольники (уголки) и пришивают слоями на основу, выстраивая некую композицию. Уголки (треугольники)могут либо вкладываться друг в друга, либо накладываться на поверхность предыдущего уголка (треугольника).
Используемый материал.
Для треугольников лучше использовать хлопчатобумажные ткани, желательно одинаковой плотности и толщины. Лучше использовать ткани либо однотонной расцветки, либо с мелким рисунком. Ткань должна хорошо утюжиться, т.е после глажки держать форму.
Способы складывания.
Существует несколько способов складывания лоскутных уголков. Первый и второй способы в основном применяют для тонких тканей. Третий для толстых. Четвёртый для сыпучих тканей.
1 способ:
Сначала их ткани нарезаются квадраты нужного размера, в нашем случае это будут квадраты со сторонами 5 сантиметров. Каждый квадрат складывается по диагонали два раза "в два сложения" и утюжится. В итоге мы получаем уголок в четыре сложения. Как это сделать показано на (рис. 1.1)
рис.1
Квадрат складывается пополам сгибом вверх (изнанкой внутрь), утюжим для закрепления сгиба, затем складываем правый и левый угол к середине образуя треугольник (рис.2).
рис.2
3 способ:
Для толстых тканей используют способ "уголок в два сложения". Нарезают прямоугольные лоскуты и на одной из длинных сторон ткань загибают на изнаночную сторону на 1 см, утюжат. Затем загибают углы к средней линии прямоугольника и опять утюжат. Этот способ применяют и в том случае, когда ткани совсем немного (рис.3).
Рис.3
4 способ:
Для сложения сыпучих тканей мы можем применить способ "уголок в четыре сложения". Ткань по шаблону нарезают в форме полукруга. Затем отмечаем среднюю линию и загибаем к ней ткань (правый и левый углы), утюжим. Ещё раз складываем лоскуток ткани пополам и опять утюжим. В итоге получаем уголок с острым кончиком (вершиной) (рис.4).Рис.4
После того как вы нарезали и сложили ткань одним из четырём способов мы можем приступить к сшиванию уголков. Готовые треугольники (уголки) пришивают на заранее приготовленную основу.
Основа должна быть выкроена из плотной ткани, желательно форму (круг, квадрат, прямоугольник и прочее) выкроить немного большего размера чем будущее ваше готовое изделие. Но это всё на ваше усмотрение.
В нашем случае я взяла бутерброд из плотной ткани - проглаженный синтепон и тонкая хлопчатобумажная ткань (рис. 5). Затем начертила круг(будущая прихватка), отметила центр (рис. 6).
рис.5
рис.6
Перед тем как пришивать треугольники можно посмотреть как будет выглядеть ваше изделие в готовом виде, для этого вы выложите макет будущего изделия, как показано на (рис. 1.3). С помощью макета можно заранее определить рисунок или мотив на изделии. Посчитать количество треугольников которое вам понадобиться для выполнения проекта.
Можно придумать множество способом пришивания треугольников. Я для начало расскажу один способ, на примере сшитой лоскутной прихватки .
Первый способ пришивания треугольников (уголков).
На основе раскладываем треугольники.Если уголки сложены по 1 способу, т.е в два сложения (как в нашем случае), то треугольники укладываем швом в одну сторону (желательно по часовой стрелке), и каждый следующий треугольник краем немного входит в предыдущий (рис.7 верхнее изображение). Либо можно способом наложения последующего на предыдущий (рис.7 нижнее изображение).
Техника «уголки»
Лия Алексеевна Пустовойт – признанный специалист в Кировской области по лоскутному рукоделию.
http://www.herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=13660
Вот такие коврики я шью из остатков ткани и старой одежды. Здесь видела подобные, но шитье начинается от краев, а у меня от середины. Коврик получается плотный и ровный. Если шить от краев, то середина получается более толстая. Раньше коврики я вязала, но сейчас я их только шью. Под ними всегда чисто и он не катается под ногами. Несколько лет назад я нашила из разных. Выкладывала лоскуткив виде радуги, в виде цветка и много еще вариантов было. Было еще 2 одеяла ватных в такой технике, но однажды все это богатство оказалось на просушке на улице и было кем-то снято. До сих пор жалко...
Ткань нарезается примерно квадратиками и складывается на уголо (рис 1) потом еще раз (рис 2) Получается треугольник равный 1/6 части. Затем беру нщн один квадрат и начинаю сразу под лапку машинки подкладывать на него треугольники острым углом друг к другу(рис 4). И так по спирали добавлять лоскутки. Один момент надо учитывать. Если накладывать на маленький квадратик, то изнаночная сторона будет необработанная. Я на коврики беру сразустарую простынь. Отрываю от нее кусок равный примерно диаметру будущего коврика и начинаю шить от центра по кругу. Плюс этого- аккуратный низ и не надо потом думать чем закрыть необработанные края. По краю пускаю какую-нибудь неосыпающуюся ткань. В первом коврике у меня взят старый халат для продавцов, а во стором не нашла такой ткани, пришлось вырезать косую бейку и закрывать ткань ей.
Это изнанка коврика. На пошив такого коврика уходит 1,5-2. Лоскутки у меня уже заготовлены заранее. По цветам в пакетиках лежат. Пнтом дети любят сидеть на ковриках и вспоминать их каких и чьих вещей взят тот или друго лоскуток. В ход идут обсолютно все вещи...
Еще одна схема наложения слоев. Последующие слои можно нашивать как по спирали, так и отдельными кругами
http://stranamasterov.ru/node/226449
Из плотной ткани подготовьте основу, равную размеру будущего коврика. Запаситесь кусочками ситца, шелка, другой хорошо заминающейся ткани. Составьте из них определенные цветовые сочетания. Нарежьте из ткани квадратики 5*5 см, можно 7см, сложите каждый по диагонали, а образовавшийся треугольник – еще раз пополам, прогладьте – получатся уголки – исходные элементы ковра.
В центре основы пришейте кусочек ткани – сердцевину, вокруг нее настрочите первый ряд уголков, острыми концами к центру. Получится как бы полураспустившийся бутон (уголки следует прошивать примерно посредине).
Следующий ряд уголков нашивается поверх предыдущего так, чтобы шов скрылся под новыми уголками. Повторяйте ряд за рядом, пока не дойдете до края основы.
Край обшейте кантом, чтобы спрятать концы уголков последнего ряда.
Не забывайте о цветовом решении ковра. Можно сочетать контрастные цвета, тогда ковер получится ярким, насыщенным, можно подбирать оттенки одного цвета. В таком случае вы добьетесь мягких, тонких переходов. Ковер из уголков выглядит объемным, пушистым, мягким.
Л. Сальникова,
http://vseprodom.com/kovrik-iz-ugolkov/
Моё увлечение лоскутным шитьем началось с подаренной моей дочке сумочки, которая была выполнена в технике лоскутных уголков , вот собственно и она
Вид у неё, конечно уже не столь презентабельный, строго не судите, ведь ребёнок эксплуатировал её в течении 3 лет:) Именно эта сумочка вдохновила меня на то, что бы попробовать выполнить что либо в технике лоскутных уголков. Благо у меня есть хорошая книга "Азбука лоскутного шитья " авторы которой М.Кузьмина и М.Максимова, эту технику подробно описали. Сегодня я познакомлю вас со способами сложения лоскутных уголков, вернее с некоторыми из них.
Способ первый, так же как и второй годится для тонких тканей, уголки складываются из квадратиков, здесь надо знать, что размер готового уголка будет равняться половине высоты вашего квадратика, например я выкроила квадратики со стороной 2,5 дюйма, а готовые уголки получила высотой 1 1/4 дюйма (или пример в см: из квадратов со стороной 6см получатся уголки высотой 3 см.) На фотографии посделовательность складывания уголков, в первом способе складываем квадрат по диагонали два раза, во втором способе складываем квадрат пополам, а затем верхние правый и левый уголы складываем к нижней серединке (легче показать, чем описывать:)
И самый интересный способ - это скоростной прием складывания уголков. В этом случае уголки складываются не из отдельных деталей, а из полосы ткани. Нужную вам высоту уголков умножаем на 4 и выкраиваем полосу получившейся ширины. Складываем полосу вдоль пополам изнанкой внурть и проглаживаем,
затем разрезаем с одной стороны до сгиба так, что бы получались квадратики, т.е у меня полоса шириной 5 дюймов, значит половина полосы до сгиба это 2, 5 дюйма, а значит я делаю разрезы через каждые 2, 5 дюйма
Нарезав полосу с одной стороны, переворачиваем её и нарезаем на такую же ширину, также до сгиба, но отступив половину квадратика, как бы в шахматном порядке
Теперь приступаем к складыванию, начинаем с верхнего правого квадрата, складываем его по диагонали два раза
Затем складываем уголок из квадрата нижней половинки полосы, сначала справа налево
А теперь нижний треугольник складываем слева направо
Продалжаем эти действия до конца полосы
В итоге мы имеем тесьму из уголков, которую можно пришивать к полотну
Надеюсь вас заинтересуют, желаю вам творческих успехов!
http://iloveneedlework.ru/patchwork/loskutnyie-ugolki
«уголки» от Аллы Снеговской
План-конспект урока по технологии в 6классе
Составила и провела учитель технологии Минникаева А.Ш.
Тема: Техника «артишок» или «лоскутные уголки»
Цель урока:
Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия (лоскутное шитье), обучить способам действия, новым рабочим приемам, совершенствовать навыки работы на швейной машине;
Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы;
Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.
Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание будущей работы).
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация, экран, швейная машина, утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, хлопчатобумажные лоскутки ткани, основа-круг из плотной ткани, инструкционная карта (приложение 1)
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, краеведение, информационные технологии, ИЗО, черчение, математика, биология.
Время: 2 урока по 45 мин.
Словарь: лоскутная техника, лоскутное шитье, лоскутная мозаика, текстильная мозаика, пэчворк, квилтинг, основа, техника артишок, лоскутные уголки.
Терминология: стачать, притачать, заутюжить.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Теоретическая часть.
Сообщение темы и цели урока:
Прежде, чем назвать тему сегодняшнего урока я предлагаю вас посмотреть на экран проектора и ответить мне, что за растение вы видите? Как оно называется? (артишок). (Слайд 1) Скажите, пожалуйста, как может быть связано это растение с темой сегодняшнего нашего урока?
Предположения детей
(Слайд 2) Тема нашего урока «Изготовление подставки под горячее в технике лоскутные уголки («артишок»)». Вы познакомитесь с новым видом лоскутного шитья; научитесь приемам выполнения лоскутных уголков и способам сборки их на основе, подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите подставку под горячее из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.
Проверка знаний учащихся.
Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним из какого волокна изготовляют хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно? (Из хлопка, растительного происхождения (показать волокно).
На какой стороне напечатанной ткани рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне (показать ткань).
Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы, - уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая).
Что значит «наметать»? (Соединить мелкую деталь с большей деталью прямыми стежками на 0,5см от срезов).
Что значит заутюжить? (Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении).
Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).
Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).
Какое назначение имеет подставка под горячее? (предохранение поверхности стола от тепловых повреждений)
3. Изложение нового материала
1) История лоскутного шитья.
Где первоначально возникло лоскутное шитье?
(сообщение детей из истории лоскутного шитья – опережающее задание)
Первая ученица. Самое древнее изделие лоскутной мозаики датируется 980г до н.э. и было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.
Вторая ученица. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка. Среди городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
Учитель. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани.
2) Объяснение нового материала.
Есть в лоскутном шитье замечательная техника, придуманная самыми бережливыми и экономными рукодельницами, так называемая техника «артишок», или «лоскутные уголки.
(Слайд 4) Эта очень обаятельная техника оживит любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над большими лоскутными изделиями.
(Слайд 5) Особенностью здесь является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них отдельные треугольнички (как уголки) и пришивают их слоями на основу.
(Слайд 6,7) Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.
В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.
(Слайд 8) Существует несколько способов складывания лоскута в уголки.
Способ 1 - для тонких тканей. Нарезают квадраты размером 6×6 см или 7×7 см. Каждый складывают по диагонали изнанкой внутрь и приутюживают. Полученные треугольники перегибают пополам и еще раз приутюживают - образуются уголки из ткани в 4 сложения.
(Слайд 9) Способ 2 - тоже для тонких тканей. Если на уголке нужно показать вертикальную линию стыковки сторон, то квадрат ткани (6×6 см или 7×7 см) перегибают сначала пополам по горизонтали изнанкой внутрь, а затем складывают уголком.
(Слайд 10) Способ 3 - для толстых тканей. Этот способ используют и в том случае, если ткани совсем немного.
Нарезают прямоугольные лоскутики размером 4×6 см или 5×7 см, по одной из длинных сторон отгибают на изнанку 0,7-1 см, приглаживают, отворачивают углы к средней линии лоскутика и отглаживают.
Получился уголок из ткани в 2 сложения.
(Слайд 11) Способ 4 - для любых несыпучих тканей. Уголки, выполненные этим способом, более острые и напоминают перья птиц.
Ткань нарезают по шаблону в форме полукруга (диаметр 5-7 см), отгибают к средней линии, складывают лоскутик вдоль пополам и приутюживают. Получился уголок в 4 сложения.
(Слайд 12) Спопоб5- для тонких тканей
Сегодня на уроке мы изготовим коллективную работу - подставку под горячее в технике «артишок» «лоскутные уголки». (Сюрпризный момент: грелка на чайник «Малинка». Предложить девочкам сшить полянку для малинки)
4) Вводный инструктаж.
5) Приемы выполнения лоскутной техники «артишок».
6) Повторение правил техники безопасности при выполнении ручных работ (Слайд 13), при работе на швейной машине (Слайд 14) и при работе с утюгом (Слайд 15).
III. Практическая часть.
1. Показ трудовых приемов
Инструкционно-технологические карты на столах учащихся (Приложение 1).
(Слайд 16) Нам необходимо иметь основу (плотная ткань) круг диаметром 22см, лоскутки хлопчатобумажной ткани.
На основе предварительно размечем несколько окружностей d-20, 18, 16, 14, 12, 10, 8и 6см, и по ним последовательно настрачивают ряды уголков, продвигаясь от края к центру. На основе укладывают готовые уголки, прикалывая их булавками (не сметывают нитками). Уголки при этом могут только касаться один другого, заходить друг за друга или входить один в другой. Мы будем укладывать уголки внахлест 1 см. Уложив один ряд уголков, их пристрачивают, отступив от основания на 1 см. Далее укладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к предыдущим, стараясь под ними спрятать строчку пришитого ряда. Каждый пристроченный ряд хорошо приутюживают.
Середину круга оставляем незаполненной и, настрочив последний ряд уголков, накрываем их срезы кружком из ткани, подходящей по цвету, и, подогнув его края, пришиваем потайными стежками.
Уголки можно пришивать и по-другому: от центра круга. Тогда на середину помещают кружок и первый ряд уголков, укладывают вершинами к центру, основания совмещают со срезом кружка, пристрачивают и утюжат. Закончив последний ряд, срезы изделия выравнивают и окантовывают одновременно с подкладкой.
2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
Целевые обходы:
Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.
Проверка правильности складывания лоскутков.
Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
Проверка применяемых способов самоконтроля.
Прием и оценка практических работ учащихся.
IV. Закрепление материала.
Какие изделия можно выполнить из лоскутков? (Прихватки, панно, табуретницы, покрывала, наволочки на подушку, коврики и др.).
Какие инструменты и материалы и приспособления необходимы для выполнения работ из лоскутков? (Ткани, ножницы, иглы, швейная машина, линейка, простой карандаш, швейные нитки).
Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике? (Хлопчатобумажной ткани).
Как называется лоскутная техника, с помощью которой вы сегодня выполняли лицевую часть подставки под горячее? («артишок», «лоскутные уголки», солнышко)
Как можно использовать подставку под горячее? (предохранение поверхности стола от тепловых повреждений).
V. Итог урока.
Сообщение о достижении цели.
Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.
Анализ выполнения практических работ.
Показ лучших работ.
Разбор ошибок.
Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
Выставление оценок и их аргументы.
Сообщение темы следующего урока: «Изготовление подставки под горячее. Завершение и оформление работы» .
VI. Домашнее задание.
Подготовить лоскуты зеленой ткани разных оттенков, плотную ткань для основы размером 22Х22