Александр Геловани
Что мы знаем о Мьянме? Практически ничего, про Бирму ещё кто-то что-то слышал, про Бангладеш, благодаря хариссоновскому "Концерту", слышали старые рокеры, а вот про Мьянму…
Начнем с того, что Мьянма совсем не Бангладеш и очень даже Бирма. То есть, с момента получения независимости от Великобритании в 1948 году до совсем недавнего времени, а именно до 1989 года, эта страна так и называлась — Социалистическая Республика Бирманский Союз, или просто Бирма. Само переименование не имеет никакого значения, ну мало ли кто, как и зачем переименовывается. В конечном итоге, может, людям нравится называться Мьянмой, а не Бирмой. Но все дело в том, что все эти переименования — результат долгой гражданской войны и целой серии военных переворотов, окрашенных в ярко-красные цвета. Ярко-красные — это в смысле социалистические, хотя крови при этом пролилось столько, что применение цветовой аналогии по этому поводу тоже было бы вполне уместно.
Понятно, что народ, живущий в Мьянме, назвать спокойным весьма сложно. Но мало ли мест на планете, где народ буйный и льется кровь. Для того, чтобы попасть в ленты мировых СМИ, этого явно недостаточно. То есть для того, чтобы люди планеты узнали о гибели тысяч человек, необходимы два условия. Во-первых, масштабы катастрофы должны быть сопоставимы, например, с трагедией народа тутси в Уганде. Ну а во-вторых, ведущие мировые державы должны быть заинтересованы в том, чтобы о трагедии узнали все. Именно это и произошло в Мьянме.
Новейшая история Мьянмы
Но для того, чтобы понять, что же там все-таки произошло и почему, необходимо опять обратиться к истории, на этот раз недавней. Так вот, Мьянма — страна многонациональная и многоконфессиональная. Наряду с буддистами, которые составляют подавляющее большинство населения, там есть ещё и мусульманское меньшинство, которое абсолютно отличается от большинства, даже расы разные.
Естественно, в условиях, весьма далеких от норм цивилизованного общества, это самое меньшинство, мусульман самых разных национальностей, постоянно притесняли, что приводило к эксцессам, тем самым, которые принято называть гражданской войной. Пока в Бирме были у власти коммунисты, а потом уже в Мьянме — генералы, было все ясно и понятно. Диктатура на то она и диктатура, чтобы подавлять любое инакомыслие и сопротивление, причем далеко не бархатными методами.
Но вот в 2012 году в Мьянму пришла демократия. Воодушевленные лозунгом тогдашнего президента США Барака Обамы "Yes, we can" (Да, мы можем) мьянманские демократы сумели поучаствовать в выборах. Правда, на выборах с подавляющим преимуществом победили партии, в лидерах которых ходили все те же генералы, но не зря же весь мир был воодушевлен лозунгом — да, мы можем. Так и генералы смогли стать демократами.
© REUTERS / Soe Zeya Tun
Демократия и иллюзии
В общем-то, дело оказалось не хитрым. Освобождение из тюрьмы бирманского символа сопротивления диктатуре госпожи Аун Сан Су Чжи, да не просто символа, но ещё и Нобелевского лауреата, показало всему миру — Мьянма смогла, Мьянма меняется. Спустя всего пять лет, за которые Аун Сан Су Чжи успела съездить в Вашингтон и пообниматься не с кем-нибудь, а с самим госсекретарем США Хиллари Клинтон, ну и посетить, само собой, Овальный кабинет, а её партия "Национальная лига за демократию" сумела одержать убедительную победу на выборах. Не будь у неё иностранного гражданства, Аун Сан Су Чжи наверняка стала бы и президентом. Да вот незадача, согласно действующим в стране законам, пост президента не может занимать человек, обладающий или обладавший иностранным гражданством. Аун Сан Су Чжи таким гражданством обладала, она, как и её покойный муж, была подданной Британской короны.
Специально под Нобелевского лауреата менять закон не стали. Неудобно, все-таки демократия. Зато ввели новую должность — государственный советник Мьянмы, которая по факту ничуть не ниже, а то и выше президентской. Для нашего грустного повествования о бирманской демократии это не имело бы принципиального значения, если бы эта самая демократия была для всех. Но, как показал дальнейший ход событий, демократические реформы — это для большинства. Меньшинства вряд ли догадываются о переменах, а если кто-нибудь из них и питал иллюзии на этот счет, то они явно уже рассеялись.
Справедливости ради надо сказать, что оценки событий в Мьянме разнятся — от сострадания к представителям небольшого народа рохинджа и возмущением действиями бирманских властей, до "понимания" жестких действий властей со стороны сильных мира сего. Как никак Нобелевский лауреат и символ демократии борется с "исламскими террористами", а то, что исламские террористы очень плохие, в Европе и Америке знают не понаслышке. Правда, то обстоятельство, что в результате этой самой борьбы десятки тысяч людей уже стали беженцами, а армия проводит широкомасштабные карательные операции в штате Ракхайн, которые уже невозможно утаить, сочувствующими как-то не учитываются.
Сама Нобелевский лауреат заявляет, что цифра 140 тысяч беженцев — это дезинформация. Допустим, но тогда насколько меньше? Вдвое? Втрое? Когда армия демократической страны проводит военную операцию, в результате которой тысячи жителей страны, которым, кстати, отказывают в гражданстве, становятся беженцами, вопросы к такой демократии не могут не возникать.
© REUTERS / Mohammad Ponir Hossain
Трагедия без антракта
Франклину Делано Рузвельту, тому самому, который придумал "Новый курс" и вступил в войну с германским нацизмом и японским милитаризмом, приписывают фразу о никарагуанском диктаторе Сомосе Анастасио (старшем) - "Сомоса, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын". Вполне возможно, что великий американский президент такого и не говорил, но фраза настолько правдоподобна и отражает то, что сегодня принято называть модным понятием realpolitik, что она не просто пережила своего предполагаемого автора, а вошла во многие учебники по истории и политологии.
Но то был отмороженный латиноамериканский диктатор середины ХХ века. Сейчас совсем другие времена и нравы. Применить подобное оправдание к Нобелевскому лауреату и символу демократии даже как-то неудобно. Так не лучше ли просто не замечать того, что происходит с небольшим народом рохинджа. Всего то каких-то восемьсот тысяч, ну максимум, миллион. До "полноценного" геноцида по цифрам ведь точно не дотянет. Впрочем, что геноцид, а что нет — решается не на местах трагедии, а в ньюсрумах мировых информационных агентств и в тиши кабинетов ведущих think-tanks. Но вот совсем не реагировать на то, что происходит, тоже как-то не получается.
В век интернета информация распространяется фактически мгновенно, ведь в демократической Мьянме пользование интернетом уже не ограничено. Прошли те времена, когда блогера сажали на 59 лет только за то, что он выложил в сеть видео разрушений после циклона. Да и блогер-то тот давно на свободе.
Власти Мьянмы часто жалуются на распространение фейковых информаций о зверствах своей армии против мирного населения. И вот тут им нужно верить, потому что фейки — это то, что сопровождает сегодня любую войну. Но, перефразируя известное выражение "Если Вы точно знаете, что у Вас мания преследования, то это совсем не значит, что за Вами никто не гонится", скажем так. Наличие фейковых материалов о зверствах армии Мьянмы против народа рохинджа совсем не доказывает, что этих зверств нет.
И пока политики спорят, что фейк, а что правда, трагедия народа рохинджи продолжается. Трагедия без антракта.
Мьянма: Сотни человек на прошлой неделе погибли в Мьянме (Бирма) в результате религиозного конфликта между правительственными силами и мусульманами-рохинджа.
Так как доступ прессы в страну ограничен сейчас трудно оценить последствия бойни, но по поступающим фотографиям из Мьянмы число жертв перевалило за 400 человек.
Мьянма: Геноцид мусульман
По информации агенства «Рейтер» конфликт разгорелся после нападения “боевиков-рохинджа” на несколько полицейских и армейских постов в штате Ракхайн. Армия Мьянмы утверждает, что с 25 августа произошло 90 боестолкновений, со стороны боевиков уничтожено почти 390 человек. Правильственные войска потеряли убитыми 15 человек.
Боевиков также обвиняют в убийстве 14 мирных жителей. После данного вооруженного конфликта беженцы рохинджа спешно эвакуируются в Бангладеш, куда уже сбежало почти 30 тысяч человек. Из них 40 человек в основном женщины и дети погибли при пересечении реки Наф на лодке.
Рохинджа - «самый гонимый народ в мире» этническая группа состоит из бенгальцев-мусульман, которые были переселены в штат Ракхайн в XIX – начале XX века британскими колониальными властями. Общая численность группы почти два миллиона человек.
Власти Мьянмы считают, что рохинджа – нелегальными мигрантами из Бангладеш. Между буддистами и мусульманами-рохинджа конфликт произошел очень давно, но с новой силой он разгорелся когда к власти в Мьянме в результате военного переворота 2011-2012 годах пришли гражданские.
Конфликт можно было бы решить с помощью ООН но Россия блокирует все резолюции по Мьянме. Президент Турции Тайип Эрдоган называет эти события “геноцидом мусульман”. Сторонники мусульман собрались в Москве на несанкционированный митинг и просили отправить их на “защиту братьев”.
Правообладатель иллюстрации
AFP Image caption Многие деревни, где живует мусульмане-рохинджа, поджигаютсяВ понедельник в столице Чечни в поддержку проживающих в штате Ракхайн в Мьянме (Бирме) мусульман-рохинджа, на который демонстранты вышли с плакатами, требующими остановить "геноцид мусульман в Мьянме".
На несанкционированный митинг у посольства Мьянмы в Москве с призывом к российским властям отреагировать на ситуацию в Мьянме.
Мы попытались ответить на ряд вопросов по поводу того, кто такие мусульмане-рохинджа, почему их притесняют и каковы истоки конфликта в Мьянме.
Что происходит с рохинджа в Мьянме?
У этой преимущественно буддийской страны, в течение многих десятилетий управлявшейся военной диктатурой, имеется долгая история взаимного недоверия и трений между различными проживающими в ней этническими и религиозными сообществами, на что власти предпочитали закрывать глаза или пользоваться распрями в своих интересах.
В штате Ракхайн на западе страны помимо коренного буддийского населения проживают также мусульмане народности рохинджа, которые изначально пришли из исторического региона Бенгалия, ныне - территория Бангладеш.
Власти Мьянмы называют мусульман-рохинджа нелегалами и отказывают в предоставлении им гражданства.
Media playback is unsupported on your device
За неделю на западе Мьянмы убиты не менее 400 мусульманВ штате Ракхайн проживают около 1 миллиона мусульман-рохинджа. В приграничных с Бангладеш городах, где вспыхивали недавние волнения, большинство населения составляют мусульмане.
Во время вспышки межрелигиозного насилия в 2012 году между буддийским населением штата и, как полагают, мусульманами-рохинджа более 100 тысяч мусульман оказались без крова над головой. Десятки тысяч мусульман-рохинджа до сих пор находятся во временных лагерях, откуда им не разрешают выезжать.
Причиной вспыхнувшего с новой силой конфликта стало изнасилование и убийство молодой девушки из буддийской семьи.
Десятки тысяч мусульман-рохинджа, бежавших из Мьянмы в течение многих лет, проживают в Бангладеш без документов.
Находящиеся за рубежом правозащитные группы, объединяющие мусульман-рохинджа, утверждают, что они являются жертвами насилия, однако проживающие в Ракхайне буддисты утверждают обратное.
Когда началось нынешнее обострение?
Обострение ситуации в Мьянме началось после того, как 25 августа 2017 года боевики из "Армии спасения рохинджа Аракана" (АРСА) провели скоординированное нападение на более чем 30 полицейских постов и на базу мьянманской армии, убив не менее 12 сотрудников сил безопасности. Кроме того, боевиков обвиняют в убийстве 14 мирных жителей.
Руководство Мьянмы утверждает, что исламистская повстанческая группировка АРСА связана с международными террористическими организациями, получая от них финансовую и иную помощь. Сами члены АРСА отрицают какую бы то ни было связь с терроризмом.
После этого войска приступили к антитеррористической операции.
Военные Мьянмы сообщили, что в ходе столкновений правительственных сил и боевиков-рохинджа из провинции Ракхайн были убиты около 400 человек и почти все они - боевики.
Доступ журналистов в эту провинцию крайне ограничен, поэтому трудно подтвердить или опровергнуть конкретные цифры.
Правозащитная организация Human Rights Watch, опираясь на спутниковые фотографии, заявляет, что волнения охватили по меньшей мере 10 районов, а журналисты на местах сообщают о горящих деревнях на границе с Бангладеш.
Власти утверждают, что пожары - дело рук боевиков-исламистов, целенаправленно поджигающих мусульманские деревни, однако бегущие в Бангладеш мусульмане-рохинджа заявляют, что пожары были вызваны действиями мьянманских военных, а толпы разгневанных буддистов громят жилье мусульман.
Interactive Ва Пейк (Кай Кан Пайн) после вспышки насилия в 2016 году
Ноябрь 2016
2014
Что такое АРСА?
"Армия спасения рохинджа Аракана" (другое название - "Аракан аль-Якин" или "движение веры") впервые заявила о себе в октябре 2016 года, когда ее боевики совершили схожее нападение на полицейские участки, убив девятерых сотрудников.
Группировка утверждает, что ее цель - защита этнического меньшинства рохинджа от репрессий со стороны мьянманских властей.
Власти Мьянмы утверждают, что это террористическая группировка, чьи лидеры получили подготовку в тренировочных лагерях за границей.
Как заявлял руководитель следственной группы, допрашивавшей арестованных боевиков, цель АРСА - "построение демократического исламского государства для народа рохинджа".
По данным "Международной антикризисной группы", ее лидером является Ата Улла, представитель народности рохинджа, родившийся в Пакистане, но выросший в Саудовской Аравии, где получил религиозное образование в Мекке, и до сих пор поддерживающий тесные связи с этой страной.
Однако представитель "Армии спасения рохинджа Аракана" в интервью изданию Asia Times заявил, что у нее нет связей с джихадистскими группировками и что ее членами являются молодые мужчины народности рохинджа, огорченные тем, как стала развиваться ситуация после столкновений 2012 года.
Между тем Международная антикризисная группа указывает в своем отчете о ситуации в штате Ракхайн от 15 декабря 2016 года: "Появление этой хорошо организованной, и, по-видимому, хорошо финансируемой группировки полностью меняет ситуацию в том, что касается попыток властей Мьянмы справиться со сложными проблемами штата Ракхайн, которые включают в себя давнюю дискриминацию против мусульманского населения, отказ в правах и гражданстве".
По сведениям властей Мьянмы, ссылающихся на информацию от местных жителей, еще за несколько месяцев до вспышки насилия посланники АРСА начали рекрутировать сотни молодых мужчин из мусульманских деревень, которые затем проходили подготовку в Бангладеш.
Interactive Кьет Йо Пьин после вспышки насилия в 2016 году
Ноябрь 2016
Март 2016
Какова ситуация на границе с Бангладеш?
Число мусульман-рохинджа, пытающихся бежать в Бангладеш, с 25 августа неуклонно растет и к началу сентября превратилось в непрерывный людской поток.
По данным ООН, за последние 10 дней 87 000 мусульман рохинджа бежали из своих подожженных деревень - это больше, чем за весь прошлый год
Большинство из них - женщины, дети и старики; многие прибывают с травмами и ранами, полученными во время противостояния.
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption По данным ООН, с конца августа поток беженцев удвоилсяТакже поступало много сообщений о том, что людям не давали пересечь границу, несмотря на призыв ООН к властям Бангладеш позволить беженцам это сделать.
В настоящий момент переход разрешен, однако около 20 тысяч мусульман-рохинджа, как полагают, застряли без переправы на реке Наф, по которой проходит граница между двумя странами.
Гуманитарные организации передают, что люди могут утонуть, пускаясь вплавь, как это уже случилось с группой из 20 человек, утонувших на прошлой неделе.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Некоторые буддистские семьи из штата Ракхайн также вынуждены были покинуть свои дома, опасаясь нападений боевиковКак реагируют власти Мьянмы?
Официальные власти заявляют, что силы безопасности страны ведут законную операцию против террористов, ответственных за череду нападений, совершенных с октября 2016 года на полицейские участки и армейские базы.
В отчете ООН о ситуации в штате Ракхайн , опирающемся на слова беженцев, говорится об ужасающей жестокости, которая царит там в отношении женщин, мужчин и детей народности рохинджа. Военные власти Мьянмы отрицают эти утверждения, называя их выдумкой.
ООН приступила к полномасштабному расследованию событий. Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн на прошлой неделе заявил, что недавнее насилие в штате могло быть предотвращено.
Также в последнее время все чаще звучит критика и обвинения в бездействии в адрес известной правозащитницы и фактического лидера страны, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, которая занимает пост министра иностранных дели Мьянмы и госсоветника.
Однако обозреватели указывают, что с приходом ее партии к власти в 2016 году в стране мало что изменилось. К тому же по конституции она не имеет прямого воздействия на военные силы страны, обладающие в Мьянме особым статусом.
Противостояние правительственных сил и мусульман-рохинджа в Мьянме достигло своего пика. За последнее время были убиты тысячи мусульман. Кроме массовых убийств военные силовики проводят налёты на дома и хозяйства мусульман, которые проживают в западном штате Ракхайн. По рассказам местных жителей, они отбирают у них имущество и даже домашних животных. По данным международных мониторинговых организаций, на текущий момент известно примерно о 2600 домах, которые были сожжены в этом штате.
Хотя официально операции военных проходят против исламских боевиков, на деле убивают мирное население, в том числе детей и стариков. Зверства вызвали массовое бегство мирных жителей из районов боевых действий.
Людей убивают, насилуют, сжигают заживо, топят лишь за принадлежность к национальности рохинья и их религию - ислам, - утверждают представители международных правительственных организаций.
Многие СМИ написали недавно, как буддисты забили кирпичами мусульманина-рохинджа в городе Ситуэ в штате Ракхайн. Группа беженцев-рохинджа, проживающих в лагере для перемещённых лиц на окраине, решила выйти в город за покупками. Мусульмане попытались купить лодку, но повздорили с продавцом из-за цены. Разгоревшийся спор привлёк внимание прохожих-буддистов, которые приняли сторону продавца и начали забрасывать рохинджа кирпичами. В результате погиб 55-летний Мунир Ахмад, другие мусульмане получили травмы.
По последним данным, за последние недели зону конфликта покинули уже больше пятидесяти тысяч человек. При этом, по данным ООН, только в период с 25 по 31 августа включительно порядка 27 тысяч человек - преимущественно женщины и дети - пересекли границу с государством Бангладеш, пытаясь спастись от "демократического режима".
Тлеющий конфликт
Мьянма - государствоЮго-ВосточнойАзии, граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением в 55 миллионов человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан).
Власти Мьянмы не считают рохинджа гражданами страны. О фициально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. Долгие годы Правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали этоиз-зарелигиозных или этнических предрассудков.
Одна из причин обострения ситуации - демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.
Власти называют проживающих на территории Ракхайна жителей "мусульманами, проживающими в Араканской области". При этом сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют. Вот и вторая проблема, которая во многом спровоцировала последние столкновения.
Впрочем, конфликт этот тянется уже несколько лет. В июне и октябре 2012 года в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По даннымООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Конфликт всё больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.
По мнению экспертов, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут и мусульмане, и буддисты.
"Демократия с кулаками"
Сейчас страну фактически возглавляет Аун Сан Су Чжи, долгие годы боровшаяся за демократизацию в стране, где царил военный режим. Она - дочь генерала Аун Сана, основателя Бирмы. В 1947-м, накануне объявления независимости от Британии, Аун Сан, возглавлявший тогда переходную администрацию страны, был убит при попытке государственного переворота, когда его дочери было два года.
Аун воспитывала мать, которая сначала работала в правительстве, а потом стала дипломатом. Аун окончила колледж в Индии, потом получила степень бакалавра по политологии и экономике в Оксфорде, работала в ООН, переехала в Англию, защитила докторскую, родила двух сыновей. Когда в 1988 году она поехала в Бирму навестить свою больную мать, в стране вспыхнули студенческие волнения, которые переросли в настоящее восстание против хунты. Аун присоединилась к восставшим, 26 августа впервые в жизни выступила на митинге, а в сентябре стала основателем и председателем собственной партии - "Национальной лиги за демократию". Вскоре произошёл новый военный переворот, генерала-коммуниста сменил генерал-националист, Аун Сан Су Чжи не допустили до выборов и впервые поместили под домашний арест.
Тем не менее новая хунта провела выборы (первые за 30 лет), "Лига за демократию" набрала на них 59 процентов голосов и получила 80 процентов мест в парламенте. По этим результатам Аун должна была стать премьер-министром. Военные власть не отдали, результаты выборов отменили, Аун снова была арестована. Она была под домашним арестом в 1991 году, когда её сыновья-подростки принимали присуждённую ей Нобелевскую премию мира. С 1995 по 2000 год, когда она была на свободе, военные особенно старались выжить её из страны. В 2002-м её снова освободили, а через год, после совершённого на неё же покушения, снова арестовали и тайно заключили в тюрьму - четыре месяца о её судьбе ничего не было известно. Выступая на первом после своего освобождения митинге, она призывала не к свержению антинародного режима, а к национальному примирению.
Осенью 2015 года "Национальная лига за демократию", которую возглавила 70-летняя Аун Сан Су Чжи, завоевала большинство голосов в обеих палатах парламента Мьянмы (Бирмы) на первых в истории страны свободных выборах. Сейчас она не президент и даже не премьер, но занимает пост госсоветника - эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, она влияет на все решения в стране, и пока нобелевский лауреат не комментирует ситуацию в Ракхайне.
Ей не остаётся ничего другого. Аун Сан Су Чжи вынуждена быть жёсткой. Местные жители, даже мусульмане, не любит рохинджа, - утверждают эксперты.
Собственно, в защиту мусульман-рохинджа сказать внутри Мьянмы и некому, нет ни одной политической силы, которая бы выступала в их поддержку. Лишённые гражданских прав, трудовых возможностей, проживая в беднейшем штате стране, рохинджа ещё больше радикализуются и переходят к терроризму, что подстёгивает новый виток репрессий.
Осенью 2016 года, когда произошло подобное нынешнему нападение на пограничный пост и власти ввели в штат войска, которые вели себя так же беспощадно по отношению к мирному населению, за два месяца около 20 тысяч рохинджа убежали в Бангладеш. Но тамошние власти не нашли лучшего решения, чем поселить беженцев на остров Тенгар Чар, который в сезон дождей почти полностью скрывается под водой.
Сами власти Мьянмы отрицают геноцид мусульман. На доклад ООН о пытках, массовых изнасилованиях и убийствах, чинимых военными в этом штате, власти Мьянмы ответили, что факты не соответствуют действительности и являются ложью и клеветой.
Но давление на них со стороны международного сообщества не ослабевает. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал притеснения мусульман-рохинджа в Мьянме геноцидом.
"Там происходит геноцид, и все молчат, - возмутился турецкий лидер, выступая на собрании правящей партии в Стамбуле. - Те, кто не обращает внимания на этот геноцид, проводящийся под прикрытием демократии, также соучастники убийства".
Геноцид мусульман рохинджа в Мьянме (Бирме) – каковы причины исторического противостояния, вылившегося в кровопролитную войну? Что на самом деле там происходит, почему столкновения этнических групп так всколыхнули весь мусульманский мир и не только?
Мьянма (Бирма) – что это и где находится? Мьянма – государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай и имеет колониальную историю. Мьянма получила независимость от Великобритании только в 1948 году. Ранее Мьянма носило название Бирма, именно отсюда и пошло это раздвоение.
Мьянма – этнически очень густо населенное государство, здесь насчитывается 135 этнических групп. Находясь в состоянии вечной гражданской войны, правительство Мьянмы сумело заключить мир между 15 этносами, однако остальные из-за неких непримиримых разногласий находятся в вооруженной конфронтации друг с другом. Все же основную часть населения составляют буддисты .
В Мьянме находится штат Ракайн – ядро нынешних разборок. Штат представляет собой полоску земли вдоль Бенгальского залива и примыкающую к Бангладеш. Здесь в наибольшей концентрации проживают ронинджа , или рохинья – мусульманская этническая группа.
Мусульмане ронинджа и буддисты-бамар с 1948 года и по сей день находятся в крайне сложных отношениях. Рохинджа являются «оседлыми беженцами», так как не имеют права получить гражданства в Мьянме и найти официальную работу, получать государственные услуги и так далее. Это вызывало дикую неприязнь между «коренными жителями» буддистами и мусульманами-рохинья, которых там считают сепаратистами.
Столкновения на религиозной почве, убийства – все это обычные будни для Ракайна. Вооруженные конфликты между этносами порождают массовые зачистки от бирманских властей. Именно это стали называть геноцидом мусульман в Мьянме.
Рохинджа вынуждены бежать в соседний Бангладеш, однако, для многих этот путь становится последним.
Геноцид мусульман в Мьянме – что там произошло в 2017 году?
СМИ вспомнили о вечной гражданской войне в далекой Бирме 25 августа 2017 года. Тогда боевики движения «Араканская армия солидарности рохинджа» начали массово атаковать полицейские участки в Мьянме. В ответ на это власти устроили зачистки. В столкновениях погибли около 400 человек, сообщает «Росбалт» . Также источник информирует о том, что в ответ на это боевики народности рохинджа атаковали буддийские монастыри и осквернили храмовый комплекс в деревне Нан Тха Таунг.
Геноцид мусульман, антитеррористическая операция – как угодно можно это назвать. Пока что этнические чистки продолжаются. Как заявил Мин Аунг Хлайн – главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы, «армия доделает то, что не закончила во Второй Мировой Войне» .
Мировая общественность не может спокойно наблюдать за такими вооруженными конфликтами. Так, президент России Владимир Путин и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси осудили ситуацию в Мьянме и призвали власти скорейшим образом урегулировать конфликт.
Геноцидом единоверцев. Кадыров заявил следующее:
«Была бы моя воля, была бы возможность, я бы нанес туда ядерный удар. Просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков» - цитирует REGNUM слова чеченского лидера.
Также Кадыров "бросил камень в огород" ООН, обвинив организацию в бездействии и "озабоченности" только на словах.
Накануне в поддержку народа рохинджа на несанкционированный митинг вышли сотни мусульман – они направились к посольству республики Чечня в Москве и массово подписали петицию на имя президента России Владимира Путина о своем требовании прекратить гонения на мусульман в Мьянме. Стоит отметить, что несанкционированный митинг в Москве, который составили в большинстве своем жители кавказских республик, не подвергся преследованию полиции.